11.02.09
Война глазами детей. Со школьной скамьи шагнувшие в войну
Мероприятие, на которое пригласили председателя областной организации «афганцев» Владимира Михайленко и меня, автора-составителя Книги Памяти "Прощай, шурави" Виктора Руденко, называлось: областная краеведческая конференция "Со школьной скамьи шагнувшие в войну". Признаться, шел без особого энтузиазма, ожидая, что это очередное дежурное собрание, "для галочки". Как оказалось, глубоко ошибался. Более тридцати участников – школьников 8-11-х классов из Воронежа и районов области (больше из сельских районов) - приехали с интереснейшими докладами и готовыми презентациями. Об афганской войне и "афганцах" — бывших выпускниках своих школ, о своем дяде, отце, земляках… Один мальчишка настойчиво просил, чтобы ему разрешили представить сразу два доклада.
Для меня это стало полной неожиданностью и настоящим открытием: оказывается, несмотря на настойчивые попытки российского министра образования разрушить русскую школу, отбить у школьников интерес к литературе, истории, отечественной культуре, они все же растут патриотами, которым небезразлично прошлое страны, родного края и тема афганской войны в частности. В общем, когда нам с Владимиром Григорьевичем предложили оценить работы, мы отказались: все работы заслуживают доброго слова! И предложили, раз уж это требовалось, самим устроителям решить: кому какие места отдать. С Владимиром Григорьевичем решили: доклады школьников нужно обязательно опубликовать отдельным сборником. Труд ребят (и их наставников!) этого заслуживает. Сегодня на страницах "Воронежской недели" вы сможете познакомиться с тремя работами.
...Да, и последнее: я был приятно вознагражден. Благодаря докладу девочки из Грибановки, я смог найти своего сослуживца, которого безуспешно разыскивал несколько лет.
Мой земляк - Герой!
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1988г. за мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга в Афганистане, орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда" награжден Сергей Игольченко, рядовой запаса, сельский строитель из Воронежской области.
Какой он, наш герой?
В телогрейке, растрепанные на ветру золотистые кудри из-под спортивной шапочки. Среднего роста, худощавый, черный облегающий свитер еще больше подчеркивал худобу. Обветренное, загорелое, словно обожженное лицо. Встретишь на улице - обыкновенный парень...
Биография, если не вдаваться в подробности, тоже обыкновенная: окончил восьмилетку, учился в СПТУ N39, до армии работал трактористом в колхозе "Березовский" Бутурлиновского района. Ну а потом - армейская служба. В "учебке" сначала учили на наводчика, но он хотел управлять боевой машиной. Быстро, за месяц, в совершенстве освоил специальность механика-водителя: тракторист ведь.
На минной войне профессия механика-водителя — одна из самых опасных. При наезде на мину он принимает на себя страшный удар. Но Игольченко меньше всего об этом думал.
- Сколько раз подрывался на минах? - спросил я у Сергея.
Он минуту-другую напряженно вспоминает:
- Шесть раз.
- Сколько танков пришлось сменить?
- Три.
- Как же ты выжил?
Сергей только улыбнулся:
- Мины-то разные. Самый тяжелый был второй по счету подрыв. Выломало днище танка. Снаряды по башне раскатало. Как только не взорвались! В рубашке, наверное, родился. Контузило тогда, правда, сильно. Две недели не вставал.
После каждой контузии полагается отлеживаться в госпитале. Но, как сказал Сергей, "танки были нарасхват", некогда было "отдыхать".
- Страшно было? - не удержался-таки от "детского" вопроса.
Сергей опять улыбается:
- Когда первый раз рвануло, я "мама!" закричал.
Тот бой... Обычно мы так говорим при встрече с ветеранами Великой Отечественной. Сергей вел головной танк, в котором находился командир подразделения Ильин. На месте заряжающего - сержант Марат Тобылбаев. Помимо него и Игольченко в экипаже - Сергей Шамрай. Начинали службу в учебном подразделении, втроем пришли в батальон, в общем, как в песне: "Три танкиста, три веселых друга..."
Колонна подошла к ущелью. Комбат получил приказ взять саперов на танк и двигаться в ущелье. Они уже оторвались от основных сил, когда дорогу преградил завал из камней. Танку не пройти. Комбат приказал Сергею оставаться, а с остальными перешел каменную преграду и скрылся по ту сторону завала. Предчувствуя недоброе, Сергей вылез из танка, не отрываясь смотрел туда, куда ушли товарищи.
Вдруг раздался оглушительный взрыв, грянули выстрелы. Очнулся он на земле. Осколки исполосовали руки, тело. Превозмогая боль, вернулся в танк и занял место наводчика, открыл огонь... В наушниках послышался голос комбата: "Вернуться не можем, находимся под сильным обстрелом". Комбат понимал, что танк не пройдет через завал, потому, наверное, и не просил помощи. Не приказывал. Он просто повторил: "Вернуться не можем".
- Я рванул вперед, - рассказывает Сергей, - через эту груду камней. Ничего другого не оставалось.
Комбат и бойцы находились почти на открытой местности. Не раздумывая об опасности, вел танк вперед. Слышно было, как пули стучат по броне. Прикрыл прижатых к земле огнем товарищей, дал возможность отойти назад. И стал откатываться назад. И тут машину точно толкнули. "Подрыв, — догадался Сергей. — Разорвало гусеницу".
О чем они тогда думали, во что верили, трудно сказать. Одни помогали Сергею натягивать гусеницу, другие - прикрывали огнем. Они сумели-таки устранить повреждение и благополучно возвратились к своим.
Уезжая из части на "дембель", Игольченко знал, что представлен к награде, но к какой именно - ему было не известно. А 3 марта 1988 года был объявлен Указ. 1 апреля в Кремле Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко вручил Сергею Игольченко орден Ленина и медаль "Золотая Звезда".
Каким был Сергей до армии? Чего скрывать, состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за то, что подрался в клубе.
- Злобы в его поступках не было, - замечает капитал милиции Юрий Бородкин, который "опекал" Сергея. - Баловался, не хотел отставать от бойких сверстников. К тому же микрорайон, где он и сейчас живет, всегда был на особом счету.
- Добрый он, - сказала о Сергее его первая учительница Мария Андреевна Манина. И добавила: Горячий только...
На фотографии, сделанной в училище, - тот же кудрявый чубчик, светлая рубашка нараспашку, а под ней - тельняшка, подарок двоюродного брата-моряка, предмет мальчишеской гордости. А под тельняшкой - добрая душа и отважное сердце.
Сергей Игольченко стал четырнадцатым Героем Советского Союза в Бутурлиновском районе. Тринадцать других получили это высокое звание в годы Великой Отечественной.
Алексей Титов,
ученик 10-го класса Козловской средней школы Бутурлиновского района (учитель — Н.П.Титова).
Судьба сапера
Два ученика моей школы прошли Афганистан - старший лейтенант Владимир Иванов и рядовой Сергей Фофанов. Они, подружившись еще "на гражданке", волею случая на войне оказались в одной инженерно-саперной роте.
Владимир Иванов женился сразу же после окончания военного училища. Он - двухметровый красавец, смуглая кожа, черные курчавые волосы. Жена Оля - маленькая, хрупкая, белокурая. Дочке Алене еще не исполнился месяц, как Владимира отправили в Афганистан. Это был сентябрь 1983г.
Старший лейтенант прибыл в Газни в 191-й мотострелковый полк. Молодого офицера представляли взводу, которым ему придется командовать. И вдруг... солдат и молодой командир бросаются в объятия друг другу. Присутствующие опешили. Никто не верил своим глазам: новый командир взвода встретил своего друга Сергея Фофанова, которого провожал в армию год назад в дорогой сердцу Грибановке. Тогда, напутствуя в дорогу, офицер сказал: "Служи, Серега, честно, но никогда не попадай ко мне во взвод!"
И вот он перед ним - бритый наголо Серега Фофанов - его школьный друг. Так, на чужой афганской земле они и встретились.
Потекли боевые будни. Вскоре пришло время увольнения Сергея. Друзья расстались, пообещав друг другу встретиться в Союзе.
...Сентябрь 1985г. Всего лишь месяц оставался до замены Владимира Иванова, когда произошло несчастье. БТР саперов, шедший впереди полковой колонны, подорвался на фугасе в двух десятках километров от Кабула. Наверное, Бог хранил его для лучшей доли: погибли 11 человек, выжил он единственный. Он сидел на командирском сиденье внутри машины, взрывная волна за его спиной пробила днище БТРа, сорвала башню. У него - сильнейшая контузия, но жив!
Потекли долгие месяцы реабилитации. От матери скрывали правду. Из Кабула зимой 1985г. Владимира переводят в ташкентский госпиталь, и сюда на помощь мужу сразу же приезжает его жена. Оля стала для него ангелом-хранителем. По образованию медик, она была и сиделкой, и санитаркой, и нянечкой около Владимира и других офицеров. Уколы по часам, бесконечные капельницы, питание по строгой диете... Самому Владимиру было непонятно: откуда в его хрупкой жене столько силы, мужества и терпения? Он твердо знает, что выжил благодаря жене.
Потом старший лейтенант служил в Тверской области в военкомате, работал в МЧС в Москве. Сейчас на пенсии: с такой контузией работать становится все труднее.
Сергей Фофанов после Афгана служил прапорщиком в авиационной части в Борисоглебске, работал в Грибановском центре детского творчества. Сейчас на пенсии, инвалид II группы - контузии, полученные на войне, не проходят бесследно. Сын пошел по стопам отца и его друга - окончил военное инженерное училище и стал офицером-сапером.
Глядя на этих людей - солдата и офицера, - я вдруг поняла простую истину: прошлое никуда от них не уходит, оно остается с ними на всю жизнь.
Дина Кулева,
ученица 8-го класса Грибановской средней школы N2 (учитель — Т.М.Попова).
Расскажу о своем дяде
Свое исследование я посвятил памяти моего дяди Дмитрия Шафоростова, погибшего на афганской войне.
Событиям в Афганистане почему-то в современных учебниках по истории отводится очень мало внимания. И здесь нельзя не согласиться с мнением автора повести Светланы Алексеевич "Цинковые мальчики", которая писала, что об этой войне мы знаем ровно столько,сколько нам неопасно знать. А между тем эта война стоила нашему народу 50 000 убитых, раненых и пропавших без вести. Этой цифре можно верить или не верить, потому что всем известно, как мы умеем считать. Ведь до сих пор считаем и хороним погибших в годы Великой Отечественной...
Мой дядя, Дмитрий Шафоростов, был обыкновенным парнем, ничем не отличавшимся от своих сверстников. А если и выделялся, то только своей добротой, искренностью, готовностью помочь людям. В школе он пользовался непререкаемым авторитетом. Сверстники любили его за дружелюбность, учителя ценили в нем организаторские способности, считали его человеком дела.
Как рассказал бывший военрук школы (ныне - учитель биологии) Анатолий Иванович Орехов, Дмитрий был на редкость добросовестным, исполнительным. С интересом изучал военное дело, участвовал в спортивных соревнованиях. В общем, старательно готовился к службе в армии.
Классный руководитель Людмила Ивановна Панкова вспомнила такой эпизод: "У Митиного одноклассника умерла мать. Так он целыми днями стал пропадать у них дома, помогал вести хозяйство. Где не мог справиться сам, организовывал класс".
Дмитрий работал шофером в своем колхозе "Карпенковский". Когда подошла пора служить Диме в армии, сам попросился в Афганистан. В армию шел с желанием, даже с радостью, так как мечтал проверить себя на деле. Уже из Афганистана написал друзьям: "Вот и исполнилась моя мечта". Служил в Баграме, в 134-м отдельном автобате. На своем "КамАЗе" перевозил грузы для частей 40-й армии. Домой писал письма, полные оптимизма. Переписывался со многими одноклассниками и очень беспокоился, когда долго не было писем от друзей. Выходили одноклассницы замуж, и он сожалел, что не смог посмотреть на невест,не смог их поздравить. "У меня-то на свадьбе соберутся все однокашники",- писал Дима домой.
Он мечтал о доме, о мирной жизни. В письмах своим друзьям он писал: "Вы меня весной проводили самого первого, а встречать, наверное, самого последнего будете".
"Служу я на старом месте, по-прежнему катаюсь на восемнадцати колесах. Служба идет нормально, потихоньку движется вперед. Завтра уже выйдет приказ об увольнении в запас, и начнутся последние месяцы моей службы".
"Служба совсем не опасная, всего один раз попадали под обстрел, да и то бой до нас не дошел: пехота отбила сразу же".
В последнем письме товарищу сообщил, что потерял своего лучшего друга, а в следующем рейсе Митя погиб сам. Несчастье случилось в канун Нового года. 26 декабря 1986 года колонна автомобилей, в которой ехал Дмитрий, попала под обстрел. Дмитрий был ранен, 28 декабря его не стало. Он уже собирался домой, где его ждали родители, друзья. Среди его личных вещей нашли три игрушечных автомобильчика, которые он купил для своего младшего брата...
Дмитрий не совершил подвига, просто он до конца исполнил свой долг перед Родиной, отдал свою жизнь за то, чтобы кому-то там, за тысячи километров от его родного села Карпенково, жилось хорошо.
Хоронили Дмитрия с почестями. Проводить его в последний путь пришли и стар и млад, рядом стояли фронтовики и дети.
Биография Дмитрия Шафоростова настолько коротка, что вмещается в две-три строки. "Родился... Учился... Служил...". Теперь добавилось: "Награжден орденом Красной Звезды (посмертно)". Сейчас на его могиле установлен памятник. Подойдите к нему - на вас прямо и открыто посмотрит симпатичный юноша. В школьном музее хранятся ученические тетради, грамоты, фотографии Димы. На здании школы установлена мемориальная доска, на которой высечено, что мой дядя погиб при исполнении интернационального долга в Республике Афганистан.
Жизнь продолжается. В честь своего друга одноклассники называют своих детей. Уже шесть мальчишек в селе носят имя моего дяди Дмитрия Шафоростова, шесть Дмитриев...
Виктор Шафоростов,
ученик 9-го класса Карпенковской средней школы Каменского района (учитель — Т.А.Землянская).
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012