 |
25.02.09
Этнографические зарисовки. Сударыня-Масленица
«Румяная и жирная богиня, обжорства и питья и драк всех героиня» - это все она, Масленица… Жируха, блиноела, объедала, обманщица... Ее не только поносили, ее чествовали – широко, раздольно, с русским размахом. Гуляла деревня, гулял город. Все гуляли: от мала до велика... Дети, старики, бабы, мужики, парни, девки, мещане, купцы, дворянского звания, высший свет и государи императоры... Гуляли самозабвенно... Настолько, что один заезжий иностранец из видавшей виды Европы записал в путевом дневнике, что "в то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий Христовых, в то время сии заблудшие люди предают свою душу дьяволу". Разумеется, Церковь не могла смотреть на такое бесчинство сквозь пальцы, однако максимум чего удалось добиться, это сокращение срока безудержного празднества с 14 до 7 дней. С тех пор (с конца XVII столетия) и повелось, что Масляна неделю гуляет.
На горах покататься, в блинах поваляться! Семь веселых дней. И каждому народ дал свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомства, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы, или целовник. Для каждого дня - своя программа. В понедельник Масленицу встречали. Во вторник начинались традиционные для Масленицы развлечения. В среду зятья приглашались к тещам на блины. В четверг Масленичный разгул приобретал всенародный характер. В пятницу наступала очередь тещи погостить в доме зятя. А в субботу был черед невесток принимать у себя подруг и навещать сестер мужа (золовок). В воскресенье Масленицу "провожали" и просили прощенья, оттого последнее воскресенье перед Великим постом и получило свое другое название - прощеное. Собственно Масленая неделя подразделялась на две половинки: Узкую (с понедельника по среду) и Широкую (с четверга по воскресенье) Масленицу. Первые три дня - гуляли дети и несемейная молодежь. Люди же, обремененные хозяйством, заканчивали к четвергу все дела и обговаривали между собой детали предстоящих мероприятий. С четверга же начиналось не житье, а Масленица. Взаимные визиты, катания с гор, по селам и деревням с песнями, музыкой, с шутками, кулачные бои, снежные городки, медвежьи потехи, ярмарки, балаганы, комедии Петрушки и непременные блины - все это создавало неповторимый облик самого веселого, самого шумного праздника, отмечавшегося русскими с исключительным размахом.
Праздновать Масленицу полагалось весело, с шумом, с хохотом, на широкую ногу, иначе "беды не миновать". Вот и пускался весь честной народ в немалые расходы. Судите сами: Вам надо звать гостей, звали в гости вас и не просто так, а через позываток, которых полагалось одаривать за переданное приглашение и высказанное благопожелание. Угощать и одаривать приходилось и свата, и кума и всю новую родню. Так что не зря в народе говаривали, что придет Масленица - и будет тебе объедуха и деньгам приберуха. А иначе нельзя... Иначе "жить в горькой беде и жизнь худом кончить". Поэтому-то "многолюдная деревенская улица" пела, смеялась, шутила, каталась на санях, и всякому приходилось "есть до икоты, пить до перехоты, петь до надсады и плясать до упаду".
Ученые тонкости Масленица - праздник особенный. Ей были свойственны элементы как весеннего, так и зимнего обрядового цикла. Она органично включала в себя обряды, связанные с обеспечением семейного благополучия, с культом предков и аграрной магией. Семейно-бытовые обряды. Здесь в центре внимания были "новожены" - молодые супруги, обвенчавшиеся в предшествующий масленице мясоед. Их катали на санях с гор, причем каждая молодая должна было прокатиться с горы, сидя на коленях у мужа, предварительно поцеловав его ровно столько раз, сколько просит веселящаяся толпа, а это ни много, ни мало "сподряд 25 раз", и еще ровно столько, "если она этого сразу не сделает". Популярностью среди молодежи, особенно на русском Севере, пользовался обряд "целовник", когда подгулявшие парни ездили целовать молодушек, живущих замужем первую Масленицу: каждого приехавшего по этому поводу гостя молодая одаривала ковшом пива, а тот, выпив его, трижды с ней целовался. К обрядам, призванным обеспечить семейное благополучие, относятся и традиции таких Масленичных дней, как лакомства, тещины вечерки, золовкины посиделки. Так, например, на лакомства (в среду) теща приглашала молодых в гости "на блины" и мазала голову зятя маслом, чтобы он был ласковым с женой и к жене примаслился. На тещины вечерки (в пятницу) теща ехала к молодым по приглашению зятя "научить" молодую "блины печь". Что касается золовкиных посиделок, то это был чрезвычайно важный день в жизни каждой молодухи, так как именно с этого дня она становилась полноправным членом женского коллектива ее новой семьи. Масленичные поминальные обряды самым тесным образом связаны с культом предков. Именно с поминальным комплексом большинство исследователей связывает употребление в эти дни главного ритуального блюда Масленой недели - блинов. С другой стороны, блины, которые на Масленицу употреблялись ровно столько, сколько раз пес хвостом махнет, олицетворяли собой солнце и близкий приход весны, равно как и масленичные костры, символизирующие солнечное тепло, но, с другой стороны, служившие приглашением предков к ритуальной трапезе. К элементам аграрной магии принято относить такое увеселение, как катание женщин с гор, ряжение, колядование и, наконец, Масленичный поезд, когда по деревням Масленицу возили. Масленицу в данном случае могли представлять установленное в санях дерево, разукрашенное лентами и разноцветными лоскутками, соломенная кукла, разодетая нарядно или в лохмотья - смотря по достатку участвующих в мероприятии. Иногда Масленицу изображал человек: мужчина (его костюм описывается по-разному) или женщина. Стоит подчеркнуть, что описания символа Масленицы весьма разнообразны, вплоть до лодки на санях. Разумеется, все эти обрядовые комплексы нельзя строго разграничить между собой, ведь обрядом целования и молодых чествовали, и будили плодоносящие силы природы, а ряженые в своих колядках не только пели пожелания на приплод скота и обильный урожай, но и восхваляли хозяев, их семейный уклад и желали благополучия семейному очагу щедрых на угощение хозяев.
Хоть с себя что заложить, а масленицу проводить Самым архаичным элементом сырной недели принято считать проводы Масленицы, ведь смысл празднества и его цель - не весну встретить, а зиму проводить. И проводить ее надо было достойно. Масленицу провождали везде по-разному. В одних местах ее сжигали, в других - топили, в третьих (преимущественно в Центральном Черноземье) - хоронили. Для этого устраивалась шуточная процессия, обычно из женщин, изображавших похороны покойничка: наряженное соломенное чучело на импровизированных носилках выносили за село и, раздев, вываливали в поле, а после - разрывали. В иных местах подобные действа не проводились, так как Масленицу изображал особым образом одетый человек. В таком случае поезд возил свою Масленицу по дворам и улицам с песнями и шутками, а затем вывозил своего пассажира за деревню, где его (или ее) "со смехом" вываливали из саней в сугроб ко всеобщей потехи.
Повсеместно бытовал обычай разжигать костры. Масленичный костер собирался в складчину: каждый дом должен был предоставить пучок соломы. Костры эти разводились поздно вечером, обычно после вечерней службы, которая знаменовала собой конец всякому веселью - начинался Великий пост. И несли селяне на ритуальный костер остатки Масленичной трапезы - блины, масло, молоко. Пища эта после начала Поста считалась в народе нечистой.
Не все коту Масленица Чистый понедельник следовал за разгульными проводами. В этот день хозяева ходили по дому со свечей и ладанкой и "выгоняли" спрятавшуюся Масленицу. Кто побогаче - приглашал в дом священника, чтобы он "освятил" жилище. Мужчины "полоскали рот", ведь пить на Масленой приходилось столько, чтобы с похмелья ломало на Радуницу. В этот день было принято чистить посуду (особенно молочную) и ходить в баню, чтобы очиститься от масленичной скверны. Потужить о ней, о Масленице-обманщице, можно было в первую субботу Великого поста. День этот в народе так и назывался - тужилки о Масленице, на которые было принято печь блины, правда, постные. Разумеется, находились и такие, которые не желали с праздниками расставаться и продолжали гулять немецкую Масленицу, но и то, не далее, чем до вторника, - пост, все-таки, не все ж коту Масленица. Но и им здоровый народный оптимизм не давал падать в уныние: после Масленицы - пост, а после страстной - Пасха.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|