 |
16.05.09
Новая книга. Через призму времени
Вышла в свет биография Воронежского театра юного зрителя Кажется, теперь в Воронеже не осталось театра, о котором не было бы написано книги. Большинство из них принадлежат перу Зиновия Анчиполовского. Много лет спустя поклонники Мельпомены будут судить о сцене XX - начала XXI веков, о спектаклях Михаила Бычкова и Анатолия Иванова во многом сквозь призму его взгляда. И вот – новое исследование. На этот раз историк воронежского театра решил рассказать о ТЮЗе. Книгу «На молодежной сцене» выпустил Центр духовного возрождения Черноземного края. "К исходу 1952 года, приехав в Воронеж, я довольно быстро понял: это - город театральный. Я встретил многих людей, знавших по имени и отчеству едва ли не всех местных актеров. С особым восхищением они вспоминали театр довоенной поры. Звезды тех лет… были окружены какой-то особой, почти родственной любовью", - вспоминает Зиновия Яковлевич в предисловии. Среди тех, чью игру вспоминали воронежцы и много лет спустя, - артисты Молодого театра Вера Рощина и Сергей Папов. Судьба той труппы - предыстория того театра, который распахнул для зрителей свои двери в конце 1963 года, но именно в Молодом театре впервые обратили внимание на совсем юную аудиторию. В стране тогда только начали появляться ТЮЗы, и каждый шел своим путем в поиске зрителя - предшественников-то не было. Зиновий Анчиполовский напоминает: воронежский возник под руководством Бориса Наравцевича уже не на пустом месте. Как любой театр, ТЮЗ переживал разные периоды. Были взлеты, случались падения. Владимир Бугров, Михаил Логвинов, Михаил Бычков, Александр Латушко, - очень разные режиссеры создавали здесь свои спектакли, очень по-разному видели они свою миссию. Приведу небольшую цитату, неплохо характеризующую трудности, с которыми приходилось сталкиваться режиссеру, работающему для юного зрителя: "Первые опыты В. Бугрова не выходили за рамки "узаконенных" представлений. Он ставит "Недоросля" Д. Фонвизина и "Грозу" А. Островского, как бы скрывая от зрителей собственное отношение к классическому тексту и добросовестно следуя за каждой ремаркой драматурга. Школьные педагоги радовались, а у него подспудно рождалась неудовлетворенность". "Эстетическая вольность приравнивалась едва ли не к политическому диссидентству", - пишет Анчиполовский несколько выше. Парадокс, но "детский театр" многими до сих пор воспринимается как явление гораздо более консервативное, чем театр для взрослых. Конечно, ни к чему хорошему подобное отношение не приводило и тридцать лет назад, и в начале двадцать первого века. Тем с большей симпатией воспринимаются слова, сказанные в 1988 году Михаилом Бычковым: "ТЮЗ должен исчезнуть как театр школьных культпоходов... Зритель должен приходить в театр по тысяче причин - потому что заинтересовался этой пьесой, потому что верит этому актеру, потому что там уютно и можно встретиться с интересными людьми, потому, наконец, что там можно назначить свидание своей девушке. Но только не потому, что по общему сигналу он обязан идти туда строем". В те годы многие из нас верили, что для победы над окружающей серостью нужно не так уж много - всего лишь вера в собственные силы: а там, глядишь, и единомышленники подтянутся. В случае с ТЮЗом - они прямо в зале начнут духовно расти, потрясенные увиденным. "Только вырастет новый мальчик за меня, гада, воевать", как пел когда-то Александр Башлачев. В жизни, увы, все куда сложнее и печальнее. Мальчики вырастают - и идут в супермаркет купить пивка.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|