 |
19.05.09
Штрихи к портрету. Импровизации на тему рассвета
Его музыкальные фантазии всегда порождены конкретными образами из жизни Я всегда завидовала музыкантам. Тот особый мир высочайшего из искусств – музыки - казался мне всегда свободным от тщеславной суеты. Во всяком случае, музыканты, с которыми я знакома, производят именно такое впечатление. И первый среди них - замечательный пианист, заслуженные артист РФ Владимир Землянский, солист Воронежской филармонии. Музыка окружала маленького Володю с самого детства. У них дома по радио все время звучали песни, мелодии, которые он легко воспроизводил, обладая абсолютным слухом. Довольно долго, уже учась в музыкальной школе, он не имел своего инструмента, занимаясь у друзей родителей. Семья была военная, приходилось переезжать из города в город. Сам Володя рано оказался в столице, окончил музыкальное училище и готовился поступать в Московскую консерваторию, куда его пригласила профессор Вера Горностаева. Но произошла обычная для двадцатилетнего юноши вещь: он влюбился, что называется, по уши, а избранница оказалась из Саратова. Так что вместо Московской пришлось заканчивать Саратовскую консерваторию, о чем, впрочем, Землянский ничуть не жалеет. Всем своим педагогам он благодарен, о каждом говорит тепло и увлеченно. Каждый, считает, дал ему что-то ценное. Вообще, Владимир Землянский на редкость доброжелателен к людям. Никогда не слышала, чтобы он о ком-нибудь говорил плохо. И о нем тоже - никто и никогда. В 1978 году Владимир переезжает в Воронеж, куда еще раньше перебрались его родители. Переезд, во многом был вынужденный, вызван тяжелой болезнью матери. Романтично настроенному юноше пришлось столкнуться со сложными проблемами жизни. Все испытания переносил стоически, много работал, не позволяя отчаянию прорасти в себе. Все - на алтарь музыки. В Воронеже - да и в области - он известен прежде всего своими музыкальными программами-импровизациями. Что это такое? На концертах он просит слушателей задать ему какую-нибудь тему: строчку из стихотворения, зрительный образ, навеянный картиной художника, или портрет какой-то известной личности - ну, словом, все, что подскажет фантазия. И пианист начинает импровизировать, отталкиваясь от задания. Один мальчик однажды попросил сымпровизировать на тему полученной им двойки по математике. А известный американский физик, приехавший в Воронеж по приглашению физфака ВГУ и оказавшийся большим меломаном, попросил Землянского сыграть на тему воронежского рассвета, отталкиваясь от музыки любимого им Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой». После исполнения он уважительно пожал пианисту руку, заметив, что в Америке за подобный концерт-импровизацию он выложил бы немалую сумму. Сколько же получает наш герой - лучше умолчим. Давно известно, что замечательные наши артисты работают не за деньги, а за идею и признание. А идея действительно замечательная, так как создает удивительный контакт между исполнителем и слушателями. Вместо пассивных созерцателей зрители превращаются в соисполнителей. Идею же ему подсказал рассказ А.С.Пушкина "Египетские ночи": там есть персонаж, который сочиняет историю по какой-нибудь фразе, произнесенной слушателем. Программа называется "Импровизатор". А комментирует ее жена, Галина Землянская, концертмейстер Воронежской государственной академии искусств. Импровизация - это, так сказать, ноу-хау пианиста Землянского. Но не надо думать, что этим его пианистическая деятельность и ограничивается. Существует целый цикл программ под общим названием "От Моцарта до джаза", где действительно играются произведения разных композиторов. Например, фортепианные миниатюры романтиков - Шуман, Шопен, или американские мелодии начиная с Гершвина, или русская программа - Чайковский, Рахманинов, или итальянская музыка. Первое отделение - сами произведения, второе - импровизации на их темы. Играет Землянский везде - в любых залах, от школьного до филармонического, нет у него никаких капризов. Лишь бы инструмент был настроен. Особо надо остановиться на его концертах в доме-музее Д. Веневитинова в Новоживотинном. Впервые он выступил там 10 лет назад, и с тех пор это стало традицией. Надо сказать, сама идея великолепна. Где, как не в музее, звучать классической музыке! Она там удивительно уместна. Несколько раз Владимир Землянский выезжал в Ивановку Тамбовской области, в дом-музей С. Рахманинова. И, по его словам, нигде так не ощущал мощь рахманиновского гения. Там особая аура, помогающая творить. Многие музеи сейчас устраивают в своих залах концерты, спектакли, привлекающие особый круг зрителей - тех, кто глубоко и тонко чувствует искусство. Высокая техника исполнительского мастерства, особая проникновенность, искреннее желание приобщить к музыке как можно большее число людей - вот главные качества пианиста Владимира Землянского. На вопрос, что дает ему силы для жизни, ответ был таков: Бог, музыка и любовь.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|