 |
19.05.09
Образование. Школьная парта будущих студентов
Преподаватели педуниверситета работают в сельской глубинке наравне со школьными учителями Сейчас трудно кого-то удивить внеклассными мероприятиями в школе. Ученики от мала до велика под предводительством своих педагогов пишут доклады, рефераты, сообщения, выступают с ними где только можно, зарабатывая баллы себе и своим наставникам. Большинство забывают о своих трудах на следующий день. Отправляясь в две сельских школы, что в Старой Криуше Петропавловского района и Нижнем Мамоне Верхнемамонского района, на научно-практическую конференцию, посвященную Чарльзу Дарвину, и праздник встречи птиц, опасалась увидеть заорганизованные, расписанные по нотам действа. С первых же минут от скептицизма не осталось и следа. Детей не смущал полный зал, где собрались их сверстники, учителя и директора школ своего и нескольких соседних районов, руководители отделов образования. Им без особого труда удалось увлечь зрителей. Ребята не только великолепно знали материал, они жили им. Они собирали его по крупицам практически целый год. А помогали им в этом студенты, доценты и профессора естественно-географического факультета Воронежского педагогического университета.
Зачем вам это надо? Такой вопрос декану естественно-географического факультета Светлане Алферовой задают постоянно. Что, преподавателям и профессорам в Воронеже работы мало? Чего они забыли в маленьких сельских школах, где в каждой-то учеников меньше, чем в одной параллели обычной городской школы? - Это надо всем – и школьникам, и учителям, и нам как представителям вуза, готовящего действительно квалифицированных учителей, - улыбается Светлана Ивановна Алферова. - Для того, чтобы наш выпускник был востребован, чтобы его знали, и он имел желание работать в школе, ему необходимо за годы учебы как можно чаще сталкиваться с жизнью и проблемами школы. Я не сторонница того, чтобы всю методику преподавания можно было изучать только в стенах университета. Они приходят на практику туда, где недавно учились сами. Им не надо привыкать к коллективу, здесь все и все знакомые. Поэтому ответственность возрастает в десятки раз. В сельской школе есть возможность творчески развитому студенту реализовать себя по всем направлениям: научная, образовательная, творческая работа. Едем мы туда и потому, что у сельских ребят возможностей для собственного развития меньше, чем у городских. А желания изучать, исследовать, анализировать - больше. И мы даем им такие возможности. В сельской школе проще реализовать любые планы. Откликаются лучше, более ответственно относятся. Есть заинтересованность в сотрудничестве с вузом. Естественно-географический факультет пришел в сельскую школу пятнадцать лет назад. Все началось с нижнемамонской средней школы N2. Потом подключились школы Бобровского, Богучарского Кантемировского, Калачеевского, Петропавловского и Россошанского районов. Конечно, сегодня мало кого удивишь сотрудничеством школы и вуза. Каждый вуз, особенно коммерческий, стремится «осесть» в каком-нибудь районе, чтобы в тамошних школах заняться в основном подготовкой к сдаче ЕГЭ. Светлана Ивановна вместе с коллегами решила, что детей к выбору профессии надо готовить гораздо раньше, тогда и к ЕГЭ "натаскивать" не будет необходимости. Так в школах разных районов появились детские научные объединения по тем профилям и специальностям, которые есть на факультете. Юных биологов и экологов объединили в "Сыроежки", географов-краеведов - в "Глобусята", а химиков - в "Катионы". - Мы повели ребят, начиная с седьмого класса, по пути естественно-научных знаний, - продолжает Алферова. - Разброс объединений по районам вызвал школы, и не только наши базовые, на соревнования между собой. Уже третий год подряд летом будем проводить слет юных естествоиспытателей в селе Дерезовка Верхнемамонского района, зимой - конференция "От любви к природе - к культуре природопользования". Участвуют школьники из разных районов, наши представляют свои научные проекты. К научным объединениям мы подключили студентов через их работу над дипломными проектами. Интересно в равной степени всем: и профессору, и студенту, и школьнику, и учителю. И кулинарный конкурс в условиях полевой кухни, и байдарочный поход, и энтомологическая экскурсия, и изучение почв. Учитель не может этого дать: он завязан уроками, в лучшем случае у него есть время только на то, чтобы провести экскурсию. Светлана Алферова и ее коллеги не согласны с тем, что школа находится на грани вымирания. Сегодня школа получила уникальное оборудование, она может за счет грантов приобретать все, что захочет. Например, небольшая Касьяновская школа, что в Кантемировском районе, дважды миллионер. В ней есть такое оборудование, какого нет на естественно-географическом факультете. Ее директор Николай Васильевич Гончаров - выпускник факультета, географ, заслуженный учитель России. Он с радостью создает научное объединение, развивает эколого-ландшафтное земледелие. Студенты, попадая в эту школу, многому учатся. Например, они впервые увидели интерактивные доски именно в маленьких селах.
Пегас, Вемас и Канопус Не известно, смогли бы прижиться сельские ребята в большом и шумном Воронеже, полном всяких соблазнов, если бы не созданные на факультете землячества. На сегодня в Минюсте зарегистрированы три таких организации: "Вемас" Верхнемамонского, "Канопус" - Кантемировского и "Пегас" Петропавловского районов. - В общежитии ребята из одного района живут компактно, - объясняет заместитель декана по воспитательной работе Ольга Маслова. - Раз в год мы проводим отчет землячества перед жителями района, там студенты рассказывают о своей успеваемости, увлечениях, жизни в Воронеже. Чтобы наши преподаватели больше знали о студентах и их семьях, мы проводим встречи с родителями, педагогами, вручаем грамоты матерям на глазах жителей всего района и села. Стоит ли говорить, насколько это важно! По мнению Ольги Олеговны, землячества оказывают большую помощь в профориентации. Ведь ребята, приезжая в свою школу на практику, рассказывают об учебе и жизни факультета, все как есть на самом деле. Поэтому-то и будущие выпускники, и их родители знают о естгеофаке практически все. А чем больше информации, чем больше конкретных дел, тем спокойней и уверенней мамы и папы отправляют на учебу своих детей, тем больше они доверяют преподавателям, с которыми уже успели познакомиться.
На защиту диплома - в село Так уж повелось на естественно-географическом, что сельские ребята проходят педпрактику, пишут курсовые, дипломные в своем районе, по проблемам района и школы. Как правило, такие работы ценны тем, что они всегда могут быть востребованы. - Пятый год в Верхнемамонском районе мы будем проводить открытую публичную защиту выпускных квалификационных работ. Туда выезжает вся государственная аттестационная комиссия. Для научного руководителя большая ответственность выпустить студента на защиту в его район, - рассказывает декан Светлана Алферова. - Ведь в комиссии также принимают участие и работники администрации, потенциальные работодатели, педагоги, общественность, родители. В прошлом году глава Кантемировского района Иван Григорьевич Алейник вместе с заместителем по соцвопросам, начальником отдела образования прослушали все одиннадцать дипломных работ. То же самое происходит и в других районах. Грамотных, всесторонне образованных студентов сразу приглашают на работу. Часть наших студентов, прошедших через научные объединения, стали завучами и директорами школ, работают в районных администрациях, главами сельских поселений. Когда мы видим, что ребята достойно представляют свой факультет и вуз, то понимаем, что не зря работаем. Но весь парадокс в том, что и городские студенты с не меньшей радостью едут в районы на практику. Они также рвутся в районы на защиту дипломов. Им важно быть услышанными не только комиссией в стенах студенческой аудитории, но и школьными учителями, которые помогали им в сборе материала для работы. Учителя входят в авторский коллектив монографий, выполненных своими бывшими практикантами, аспирантами, кандидатами наук. Вот так и работают все вместе: и профессора, и доценты, и кандидаты наук, и школьные педагоги, и студенты. Дружно, весело, с интересом. Знают, что делают большое и важное дело. Выводят академическое образование за рамки той академичности, которая всегда была в высшей школе. За рамки лекций, практических занятий - в школу, к детям, которые как никогда нуждаются в хорошем учителе.
На снимке: юные экологи из Касьяновской средней школы Кантемировского района Вероника Зайцева, Валерия Блиставец и Алиса Главатских.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|