 |
22.05.09
Археология. Вскрывая пласты времени
С начала нового века воронежские ученые сделали сотни открытий
Тайна навозной кучи Выставка «Воронежские археологические сезоны», открывшаяся в областном краеведческом музее, - итог восьмилетней исследовательской работы. В небольшом зале собраны уникальные материалы наиболее значимых раскопок, проводившихся учеными ВГУ и ВГПУ, музеев-заповедников "Костенки" и "Дивногорье". Некоторые исследователи приняли участие в посвященной событию пресс-конференции. Приехали и археологи из Липецка, активно работающие на территории нашей области. Журналистов, конечно, интересовало, нет ли сенсаций среди открытий воронежских ученых последнего времени. - Для археолога нет такого понятия, как "сенсационное открытие". Всякие "сенсации" свидетельствуют о недостаточном знании нами той или иной эпохи. А какая-нибудь вещь из золота для археолога может представлять значительно меньший интерес, чем лепной горшок или даже его осколок, - ответил профессор Анатолий Винников.
Профессор Александр Медведев. Фото Виталия Черникова.
Вот, например, за стеклом - пряжки от портупеи, которой 1600 лет. А рядом с ними в древнем погребении был найден сарматский горшочек. Сочетание этих двух предметов, обнаруженных в Рамонском районе, дает специалисту очень важную информацию. Увы, сокрушаются воронежские исследователи, в нашем городе система охраны археологических памятников поставлена на порядок хуже, чем в соседних областях. На правобережье реки Воронеж за последние 10-15 лет полностью уничтожены десятки, а может, и сотни из них. Все это пространство, толком не исследованное, теперь застроено коттеджами: прямое следствие признания в начале девяностых недействительным историко-опорного плана Воронежа, позволявшего хоть как-то отслеживать ситуацию с памятниками прошлого. А сколько курганов было срезано в последние годы на территории Воронежской области! А сколько уникальных артефактов попало в руки так называемых черных археологов! - Эта выставка, с одной стороны, радует; с другой же – наводит на печальные размышления, - признается заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира ВГУ, профессор Александр Медведев. - Инвентарь, которым мы пользуемся, по-прежнему скуден, часто элементарного не хватает в силу экономических обстоятельств. Поэтому многие экспедиции не работают на территории Воронежской области, и многие интереснейшие открытия были сделаны нами за ее пределами: в Подмосковье, Краснодарском крае, Липецкой области. Но и в таких условиях за последние восемь лет выявлены сотни памятников различных эпох. Некоторые, убеждены ученые, могут изменить наши представления о ходе исторического процесса. Например, на 500 лет продлить историю славянства. Не исключено, что на территории области будут найдены стоянки древнего человека, которому еще было суждено стать "гомо сапиенс".
Наверное, каждому из экспонатов выставки можно посвятить отдельную статью - настолько любопытна история той или иной находки. О скифском бронзовом котле четвертого века до нашей эры мне рассказал Валерий Березуцкий - доцент кафедры отечественной истории Воронежского государственного педагогического университета. - На территории Острогожского района, близ села Мастюгино, есть курган-могильник. В свое время местные крестьяне его грабили. Так попал к кому-то из них этот котел кошевого, в котором скифы варили жертвенную пищу. Будущий краевед Павел Золотарев его еще в детстве видел - из этого котла скотину поили. И в прошлом году ему удалось найти дом, где эти люди жили. А котел они уже выкинули к тому времени. К счастью, удалось его найти - буквально в навозной куче. И сколько таких секретов еще таят в себе навозные кучи нашей области…
Большие животы у скифов? Уже два десятка лет приезжает в летнюю пору к нам в Воронежскую область на раскопки экспедиция Института археологии РАН под руководством известного профессора Валерия Гуляева. Начинали ученые в Острогожском районе, потом перебрались на территорию Репьевского. Много интересных и неожиданных материалов "выдал на гора" тамошний скифский могильник в окрестностях села Колбино. Удивил он ученых и в нынешний раз. Недавний палеопатологический анализ костного материала тридцати двух индивидов показал, что скифы, обитавшие в наших краях, были людьми весьма и весьма плотного телосложения. Как мужчины, так и женщины. Ученые выявили на обратной стороне лба костные разрастания, характерные для заболевания, известного как лобный внутренний гиперостоз, связанный с изменениями гормональной деятельности организма. Антропологи сделали реконструкцию внешнего вида скифов из могильника Колбино: получилось, что это люди с повышенными жировыми отложениями. Причиной таких изменений у скифов, живших на территории нынешнего Репьевского района, считают антропологи, может быть калорийное питание с большой долей жиров и углеводов, как раз и приведшее организмы к ожирению, а затем и диабету. Этот вывод полностью соотносится с описанием скифов, сделанным древнегреческим врачом Гиппократом. Еще в V веке до нашей эры в трактате "О воздухах, водах и местностях" он заметил: "По внешнему виду скифы толсты, мясисты, нерасчлененны, влажны и слабы... вследствие тучности и гладкости тела по внешнему виду все похожи друг на друга... такая природа не может быть плодовитою". Тогда как быть с тем, что скифы были отважные воины, проскакавшие на конях полмира, умелые и трудолюбивые скотоводы, искусные ремесленники? Неужели люди, сумевшие разгромить и изгнать со своих пределов могущественного персидского царя Дария I, были "толсты и слабы"? Прошлым летом в одном из курганов Колбино профессор Валерий Гуляев и его сподвижники обнаружили хорошо сохранившееся захоронение скифского воина. Так это был о-го-го какой воин: рост составлял у него 1 метр 95 сантиметров, соответственно - и косая сажень в плечах! Средний возраст скифского населения, как вообще и других народов в конце V начале IV веков до нашей эры, по нынешним меркам не велик: у мужчин - 40 лет, у женщин и того меньше - 35. Но уходили они в мир иной отнюдь не от ожирения или обжорства. Мужчины чаще всего погибали в сражениях или умирали от тяжелых ранений. Женщин же, скорее всего, доводила до смертного одра антисанитария. Ученые пока не торопятся делать какие-то определенные выводы насчет лишнего веса скифов. Ведь останки тридцати двух индивидов - это далеко не все скифское население.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|