 |
23.05.09
Пришла "Воля" и дала нам песню
Фольклорный ансамбль Воронежской академии искусств приобщил американцев к национальной русской песне - У культур славянских народов очень много общего. В чем особенность нашей, южнорусской? Она формировалась позже многих прочих и пошла по особому пути. Уникальна, например, своим многоголосием. На земле не так много мест, где оно было бы столь красочным! Наши песни отличаются открытой подачей голоса, протяжностью. Связано это во многом с особенностью климата здешних мест с их открытыми степными просторами. На открытом воздухе поется, а не в избе! Май для моей собеседницы - заслуженного деятеля искусств России, профессора ВГАИ Галины Сысоевой, основателя и бессменного руководителя фольклорного ансамбля «Воля», - месяц праздничный. Завтра – День славянской письменности и культуры, а затем грядет двадцатилетие "Воли". Вспоминая предысторию коллектива, Галина Яковлевна признается: ее давно интересовало, почему то, что поют в деревне, не совпадает с тем, что попадает потом на сцену: "Я сказала себе, что разберусь". На это ушли годы. Но даже для такого специалиста, как она, было бы слишком самоуверенно утверждать, что удалось расшифровать все секреты. Песни Воронежско-Белгородского пограничья - основа репертуара этого коллектива. Каждая из песен, исполняемая "Волей", когда-то была записана Сысоевой и ее учениками во время этнографических экспедиций. Уже нет в живых многих из тех, к кому приезжали в гости молодые этнографы, студенты Воронежской государственной академии искусств, - а их песни были сохранены и обрели второе дыхание. - В селе Татарино Каменского района записали мы песню об Аракчееве. Ее жители уже и сами плохо помнили, но нам из кусочков удалось ее реконструировать. А в 2006 году у местного этнографического коллектива "Калинушка" был юбилей, и мы приехали, чтобы спеть селянам их собственные песни. Зал замер во время нашего выступления. Все эти бабушки просто дар речи потеряли! И вот мы дошли до песни про Аракчеева, смотрим, а у них - слезы на глазах. Ансамбль родился в конце восьмидесятых после того, как Галину Яковлевну вызвал тогдашний ректор Воронежского института искусств Владимир Бугров, чтобы сказать: "Мы хотим, чтобы у нас появился свой фольклорный ансамбль". В первый состав вошли восемь студентов - баянисты и дирижеры-хоровики. Кафедра этномузыкологии в вузе возникнет позже. С самого начала ориентация была на воспроизведение аутентичной манеры исполнения. Внимательного прослушивания записей, конечно, было недостаточно для полного погружения в стихию народного творчества. Первая этнографическая экспедиция с участниками "Воли" прошла в Россоши. "Магнитную пленку экономили, писали по одному куплету каждой песни. Методикой сбора материала еще не владели. Вообще, все учились делать с нуля. Знала бы заранее, что придется пройти, - не уверена, что повторила бы этот путь!" - признается Галина Сысоева. Началом ансамбля она считает съемки первого телевизионного фильма о нем. У "Воли" тогда даже названия не было. Оно родилось буквально в последнюю секунду - и сначала казалось даже, что будет временным. Однако - прижилось. О первых выступлениях "Воли" ее руководитель отзывается так: - У нас уже получалось петь, но поведение на сцене оставалось городским. Народная песня не может быть вырвана из жизни, в которой была рождена. Очень много времени ушло на погружение в этот мир… Необходимо было постичь особенности строя этих песен, совершенно не совпадающего с тем гармоническим строем, который присутствует в песнях, звучащих по радио. Многие фольклорные коллективы и не пытаются понять, они просто используют фольклор в коммерческих целях, надевая свои фальшивые кокошники... А нам хотелось правды. "Воля" - коллектив молодежный, на их концертах мы слышим народную песню, словно только что рожденную: до современного слушателя донесли ее деревенские старушки, и кому-то нужно было постараться, чтобы представить себе, как же это все могло звучать, когда те были молоды. Впрочем, молодость - штука временная. Гораздо важнее умение тонко чувствовать, сопереживать: этот дар не дадут ни хорошее образование, ни даже огромный жизненный опыт. "Сидит бабушка, ей 80 лет. Поет нам про любовь и плачет. А ведь, казалось бы, тысячу раз уже это пела!" - в голосе Галины Сысоевой заметно восхищение. Вот интересная для понимания того, как развивалась песня Воронежско-Белгородского пограничья, деталь. Изначально эти места заселялись в семнадцатом веке служилыми людьми, так что песня была преимущественно мужская. А к началу двадцать первого века сделалась прежде всего женской. Причины - социальные изменения, метаморфозы, пережитые за несколько столетий самим семейным институтом. Мужчины стали больше пить, утратили чувство хозяина, да и вообще оказались более склонны к забвению традиций. А женщины, как хранительницы очага, и песенные традиции сохранили. Более того - поют теперь многие мужские песни, сохранив их таким образом для потомков. ...К первой серьезной поездке за рубеж, состоявшейся в 1997 году, у "Воли" уже был накоплен немалый опыт постижения материала. В США предстояло обрести новый опыт - уметь заинтересовать аудиторию другой культуры, говорящую на другом языке. Да еще и на фестивале, где выступали преимущественно танцевальные коллективы. За первой поездкой последовала вторая, программа которой включала не только концерты, но и лекции, мастер-классы. Свой первый компакт-диск "Воля" выпустила именно в США. К юбилею у ансамбля выйдет уже пятый. Галине Яковлевне не однажды приходилось сталкиваться с точкой зрения, что народное искусство - это нечто второсортное, примитивное. Репертуар "Воли" - яркое тому опровержение. "Нам хотелось показать сложность славянского фольклора, законы которого не всем открываются", - говорит Галина Сысоева. Едва ли не у каждой песни, попавшей в репертуар ансамбля, ее учениками выявлено несколько очень разных вариантов, и каждый внимательно изучен, прежде чем прозвучать со сцены. За 20 лет состав "Воли" не однажды обновлялся: 39 человек выступали в разные годы в составе ансамбля. Большинство из них впоследствии создали свои коллективы - преимущественно молодежные: "Время" (руководитель Сергей Пискарев), "Паветье" (руководитель Александра Самотягина), в том числе детские - "Беседушка" Натальи Грибковой, "Барыня" Ирины Лагудочкиной и Елены Вахрушевой... Несколько возникли и за пределами Воронежской области: липецкие "Истоки", белгородское "Раздолье". - Чем отличается нынешний коллектив от того, двадцатилетней давности? - спросил я у Галины Сысоевой. - Глубиной погружения в традицию прежде всего, - ответила она. - У меня теперь гораздо больше опыта, я знаю, как быстрее добиться результата. Репертуар, конечно, значительно вырос. Нынешним ребятам, наверное, сложнее работать, чем их предшественникам. Ведь они должны не только новые песни освоить, но и старые... Может быть, и сложнее; однако ж - и интереснее. - Из-за того, что мы достаточно близко находимся к тем селам, песни которых изучаем, у нас петь лучше получается, - добавляет Галина Яковлевна. - Всякий раз, когда мы приезжаем в столицу с концертом, для местных слушателей это событие. Мы выходим на сцену, еще петь не начали, а в зале - уже овация... Это, конечно, большая ответственность.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|