 |
30.05.09
Право на семью
Воспитывать и оберегать детей должны их мамы и папы. По закону и по совести. Когда для одних это становится пустым звуком, на помощь приходят другие. Роддом, дом ребенка, дошкольный детский дом, школа-интернат. Такая длинная цепочка для крошечного, только что появившегося на свет человечка. Одни проходят ее от начала до конца, другие робко, со страхом в глазах вклиниваются в одно из звеньев. Последним – тяжелей. Они знают, что где-то далеко, за этими стенами, живет самый близкий и родной человек. Мама. Ее почему-то нет рядом. Она приходит только во сне. Протянуть руку - и вот она :красивая, добрая, единственная. Но стоит проснуться, как она тут же исчезает. А ее место занимают няни и воспитатели. Тоже красивые и добрые. Но - не единственные. Общие. На всю группу. Они и защитят, и приласкают, и отругают, когда придется. И сказку на ночь прочтут, и нарядят на праздник. И подаркам обрадуются, сделанным непослушными детскими ручками. Они тоже мамы. Одни на всех.
Пусть мама услышит - Кто еще, кроме нас, поможет этим крохам? - спрашивает меня директор Кантемировского детского дома Лариса Бражникова. - Родителям они не нужны, родственникам - тоже. Их уже один раз предали. Некоторые из них пережили такое, что взрослым людям даже представить трудно. Вот и стараемся изо всех сил вернуть им детство. Случайных людей среди нас нет. Такие не выдерживают здесь и месяца. Трудно полюбить чужого ребенка как своего. Но те, кто сумел, остается здесь навсегда. Лариса Михайловна в детском доме - с 1978 года. Как, практически, весь коллектив. Сорок один голосок произносит в их адрес слово «мама». Сорок один человечек ждет и ежеминутно получает от них тепло и ласку, заботу и внимание. Но каждый из них свято верит, что вот сейчас за ним придет своя собственная мама и заберет с собой. - Мы счастливы, когда родители приезжают к нам за своими ребятишками, - признается социальный педагог детского дома Елена Павлова. - Пусть за прошлый год увезли лишь троих. Главное, что эти три карапуза вновь обрели СВОЙ дом. Самое страшное - забрать ребенка у матери. Лишить ее прав на него. На такую крайнюю меру идут, когда испробовано все. Ведь мы принимаем ребят не только из домов ребенка, но и по заявлению родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Пока они пытаются выкарабкаться, дети находятся у нас. Поднялись на ноги - могут забрать. Но чаще всего привозят - и тут же забывают об их существовании. Как будто не было совсем. Ни разу за четыре года не навестят. Хотя по-разному бывает. Не так давно приехала в детдом молодая женщина с мужем и свекровью. Ухоженная, одетая с иголочки. Приехала забрать сына, которого родила шестнадцатилетней дурехой. Среди пьянок-гулянок сдала малыша на руки государству, а сама отправилась в первопрестольную искать работу. Устроилась, одумалась, вышла замуж, ребенка родила. Еще одного. Рассказала мужу о первом, который сиротой живет при живой матери. Не побоялась новое счастье семейное разрушить. Восстановила через суд родительские права на него. Теперь все вместе живут… Вообще, в прошлом году из детского дома усыновили пять ребят, на шестерых оформили опеку, двоих отдали в приемные семьи. - Ребенок должен жить в семье, получать тепло матери, ее никто не заменит, даже самые добрые воспитатели, - считает Лариса Бражникова. - В каждой группе круглосуточно работают по три воспитателя и четыре няни. Ребятишки знают, как кого зовут по имени отчеству, но обращаются ко всем одинаково: "Мам, посмотри... Мам, послушай.." Они должны произносить это слово. Они ждут своих мам, даже если никогда их не видели... Ждут. Надеются. Поют песни о любимой маме. Про то, как "не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети". О нежных маминых руках. Никита тоже поет. И стихи рассказывает. Хотя мамы он совсем не помнит. Ее лишили прав, когда сыну исполнился один год и три месяца. В трехкомнатной квартире, кроме него, жили две большие собаки и столько же грязных кошек. Сейчас ему пять с половиной. Он любит готовить из песка жареную рыбу, картошку, кормить ими Женю, Юру, Свету и Виталика. Любит собирать пазлы, устраивать гонки игрушечными машинками. - От одной отпало колесо, на другой кабина поломалась: так мы гоняем! - поделился со мной Никитка. - А еще я гулять люблю, и петь, и рисовать. - Что рисуешь? - Домик, машину... Маму...
Помочь, обогреть, принять в свой дом
В Таловской школе-интернате тоже, как могут, защищают права ребенка на жизнь в семье. Пять лет назад здесь придумали и воплотили в жизнь программу "Семья плюс я". Ее суть проста. Каждое лето полтора десятка мальчишек и девчонок отправляются в семьи. Патронатные. Новоявленным родителям соответствующие службы выдают продукты, одежду, платят зарплату. К началу нового учебного года два, а то и три, ребенка остаются насовсем в новых семьях. Восьмиклассница Люба Иванова вот уже шесть лет подряд каждые каникулы проводит в селе Никольском у своей однофамилицы Альбины Николаевны Ивановой. - Она меня научила шить, вязать, за детьми присматривать, внуками ее. То есть, хозяйничать приучает, - рассказывает девочка. - На огороде помогаю управиться. - И тебе не тяжело? - Нет, это же полезно. Потом в жизни пригодится. А когда мы учимся, она ко мне по выходным приезжает. Сласти привозит. Звоним друг другу часто. Ей все интересно: как учусь, чем занимаюсь... Я у нее спрашиваю про внуков, про здоровье, про козу. - За детьми приезжают со всего района, кроме Таловой, - говорит директор школы-интерната Виталий Овчинников. - На селе работы нет, денег, соответственно, тоже. А тут за доброе дело зарплату платят. Дело даже не в ней. Как не помочь сироте, если есть возможность? Где есть свои дети, там и еще одному место найдется. Сейчас у нас одни готовятся к отъезду, другие только приехали. Все - как в большом и шумном семействе. На днях два "дембеля" вернулись в родные пенаты. Больше податься некуда. Ни дома, ни квартиры, ни комнаты. Бывает и так: пока он в армии или у нас в интернате, дом добрые люди разобрали и растащили. Или они просто не хотят ехать в далекое село. Ни работы там, ни денег, только водка "паленая". Через месяц приедут наши студенты на каникулы. Больше их никто нигде не ждет. Каждый год по одному - два поступают в Московскую железнодорожную академию, Воронежские политехнический университет, лесотехническую академию. Только первым помогут устроиться - уже вторых очередь подошла. Еще одиннадцать выпускников Единые госэкзамены не сдали, а уже для каждого сумка готова. Вся необходимая кухонная утварь уложена, белье постельное, канцтовары и прочее, необходимое в студенческом хозяйстве. Официально на выпускников ничего не дают. Спонсоры спасают да собственная смекалка. Потом, овощей подбросят со школьного подворья. В этом году картошку посадили, фасоль, кабачки. Всем большим семейством в земле копошились. Кого-то подгоняли, кого-то хвалили. Сообща вовремя управились. Как, впрочем, всегда и во всем. Дети сами собой управляют, для чего создали больше десятка министерств с детьми-министрами и советниками-учителями. Свой большой дом украшают. Дети - поделками, спонсоры - мебелью, домашними кинотеатрами, мягкими уголками. Сами для себя рассаду цветов выращивают. Концерты и праздники проводят. В день нашего приезда, например, провожали четвероклашек из начальной школы в основную. Спортом занимаются: стали чемпионами области среди интернатов по настольному теннису и шахматам. - Нравится вам здесь? - спрашиваю играющих в бильярд мальчишек. - Нравится, - отвечает за всех девятилетний Вова Звягинцев. - Друзья есть. Пять лет уже здесь живу, старший брат меня защищает. Играем, читаем, уроки учим, в футбол играем, деремся иногда. Скучать некогда, но домой все равно хочется... Вместо дома две трети отправятся в Сомовский санаторий и лагерь "Салют". Оставшиеся пятьдесят человек на лето уедут к родственникам и в патронатные семьи...
Воронеж - Кантемировка - Таловая - Воронеж.
На снимке: поздравляйте дружно нас - перешли мы в пятый класс! Фото Михаила Вязового.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|