17.06.09
Дмитрий Быков: "Сквозь Окуджаву видно время"
Выход его долгожданной книги «Булат Окуджава» стал настоящим событием. На встрече с воронежцами Дмитрий Быков рассказал о своем новом произведении, новом журнале "Что читать" и ответил на вопросы книголюбов.
Дмитрий Быков – писатель, публицист, журналист, человек-оркестр. На заре авторского телевидения - мальчик резвый, кудрявый и необыкновенно яркий. То, что в отличие от многих героев вчерашних дней Дмитрий Львович свою яркость не только не утратил, но даже усилил, стало заметно, как только он ступил на воронежскую землю.
А прибыл он в наши ппалестины для того, чтобы презентовать журнал для книжных гурманов "Что читать", а также ряд своих новых книг, среди которых роман "Булат Окуджава", выпущенный в серии "ЖЗЛ".
Чертовски неудобно, но где бы ни происходило действо, духота - это уже традиционный спутник встреч воронежцев с московскими литераторами. Складывается впечатление, что эта духота существует сама по себе и имеет привычку сгущаться там, где столичные гости пытаются посягнуть на провинциальную гордыню воронежцев. К слову, первое культурное достижение, на которое обрушился меч критики Быкова, - памятник Мандельштаму.
- Сам факт его установки мне нравится, - признался Дмитрий. - Но он получился во всех смыслах противоположным эстетике самого Мандельштама. Осип Мандельштам - поэт утонченный. А памятник - топорный. У Мандельштама действительно были выпуклые верблюжьи глаза. Но это не значит, что у него были "шары на выкате", а голову он держал так, будто сдерживает рвотный позыв.
Попеняв вкусу воронежцев, Быков сбавил резвость и перешел собственно к ответам на вопросы воронежской публики. Первый вопрос от "Воронежской недели" - "Кого он считает героем нашего времени?" - не застал писателя врасплох. Выяснилось, что это, неизбежно, мальчик из интеллигентной семьи. Скорее всего, гуманитарий, который мучительно пытается вписаться в наше время, страдает, самосовершенствуется. Кого при этом имел в виду Дмитрий Львович, пояснять, надеюсь, не нужно. Каждый автор идет от себя.
Так же с легкостью парировал Быков и острые вопросы на злобу дня.
"Телевизора у меня нет", - ответил любознательным оценщикам сериалов, снятых по мотивам русской классики. Свое мнение о ЕГЭ и вовсе превратил в игру, предложив присутствующим ответить на вопрос: "С помощью какого искаженного идиоматического выражения Земляника в "Ревизоре" характеризует состояние богоугодных заведений?" Ответ "Как мухи мрут" дал всего один человек в зале. После чего Дмитрий честно признался, что в качестве интеллектуальной разминки время от времени пытается пройти "егэшные" тесты по литературе. На пятом вопросе, как правило, заходит в тупик и бросает эту затею.
Возвращаясь к теме телевидения, заметил, что успешно продал права на экранизацию своих произведений, но безумно рад тому, что до воплощения их в жизнь дело пока не дошло. А значит, книги остаются неиспорченными.
После вопроса, что подтолкнуло его написать роман об Окуджаве, писатель посерьезнел:
- После Пастернака у меня было много вариантов: Твардовский, который меня занимает давно, Маяковский. Однако мне показалось, что Окуджава - наиболее спорный сегодня персонаж. Его статус гения, несомненный для одних, другим непонятен. Есть люди, которые спрашивают, можно ли вообще называть его поэтом. Хотя Окуджава - фигура, как ни странно, довольно "прозрачная". Не перетягивая внимания на себя, он много дает для понимания эпохи. Сквозь него видно Время.
В значительной степени я сам состою из Окуджавы - из его цитат, из усвоенных и перенимаемых черточек и манер, из его ответов на общие вопросы, из его любимых словечек. Много его стихов знаю наизусть. Песни - так просто все. Мне захотелось разобраться в себе с помощью этой фигуры.
По мнению автора, книга об Окуджаве будет очень интересна тем, кому сегодня от 15 до 30. И, прежде всего потому, что в сознании молодежи на месте советского периода маячит огромное белое пятно.
- Нельзя бросаться такими материками. Надо этот опыт актуализировать, а не справлять, как предложил некто, поминки по советской литературе. Советская литература даст большую фору тому, что делается сейчас. Надо понимать, как это было, как началось и почему закончилось. Поэтому книга моя прежде всего адресована тем, кто об этой эпохе думает, кому она интересна, - подытожил Быков.
Почему сегодня все, что происходит в литературном пространстве, да и вообще вокруг нас, ниже нижнего уровня? Этот вопрос из зала попал, что называется, в точку.
- Моя версия - это такой национальный инстинкт самосохранения, - воодушевился Дмитрий. - Почему происходит большинство русских революций? Примитивная система власти входит в противоречие с интеллектуальным потенциалом общества. Затем общество растет. Как пальма пробивает свою теплицу. Начинается брожение умов, кружки, святые люди, терроризм… Из этого котла начинают вырываться струйки пара. Происходит косметический ремонт системы. 3то ничего не дает. И, в конце концов, с котла срывает крышку.
Сегодня, по мнению Быкова, есть все предпосылки для потрясающего литературного подъема. Тем не менее, все лучшее, что появляется в литературе, подвергается травле, осмеянию и затаптыванию: "Это - не формат!"
- Это делается для того, чтобы не произошла очередная революция, - считает Дмитрий, - которая может оказаться для России последней. Стало быть, наша сегодняшняя никчемность - это инстинкт самосохранения. Мы настолько умны, что впадаем в глупость с одной целью - только бы страна не развалилась.
Однако и в современном литературном мутном потоке наш гость сумел намыть горстку золота. Высоких похвал Быкова-критика удостоились творения Александра Терехова, Леонида Юзефовича, Марины Галиной. Подъем русской литературы Дмитрий связывает прежде всего с двадцатилетними.
- Люди из поколения тех, на чью молодость пришлась перестройка, в большинстве своем психологически раздавлены, - диагностировал Быков. - А вот их дети, которым сегодня 20-25 лет, пишут замечательные вещи. Среди молодых и подающих надежды - Ксения Букша, Александра Кудряшева, Вела Полоскова и другие. Прекрасное юное, раскованное, творчески одаренное поколение идет. И уж наших ошибок оно точно не повторит.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012