 |
26.06.09
Театральный роман
Ветераны бутурлиновской любительской труппы - о ее истории и сегодняшнем дне После общения с ветеранами Бутурлиновского народного театра драмы особенно запомнилась мне удивленная реплика Ивана Антонова: «Почему нету в России звания "Народный самодеятельный артист»?" Принято относиться к любительскому театру как к чему-то эстетически несерьезному. Однако на спектаклях, сыгранных "непрофессионалами", зритель испытывает такие же эмоции, как и в театре академическом. Да и артисты так же сильно выкладываются, играя. Живут сценой, не спят ночами, тратят нервы и здоровье ради того, чтобы услышать крики "Браво!"... Для Бутурлиновки местные артисты - такие же звезды, как в Воронеже иные их коллеги-профессионалы. В этом году народный театр отмечает свое пятидесятилетие. Впрочем, его роман с публикой начался раньше. При районном Доме культуры еще в начале пятидесятых существовал кружок любителей драматического искусства, которым руководила Анна Бедина. А потом приехали в райцентр двое энтузиастов, благодаря которым обрел новый статус. Звали их - Степан Деев и Ольга Ильинская, и были они профессиональными актерами. Ольга Александровна в свое время стала ведущей артисткой в Ярославле. Вспоминает Владимир Ковяров, один из старейших актеров труппы: - Моя первая роль в театре – Володя Дубинин в спектакле "Красный галстук". Я тогда еще школьником был. Степан Яковлевич работал директором Дома культуры, а Ольга Александровна руководила театральным кружком. Кружок обретал силу и со временем стал театром. С их приходом в репертуаре самодеятельной труппы появились спектакли по произведениям Виктора Розова и Бориса Лавренева. Лавреневский "Разлом" отличался масштабностью происходящего на сцене, поражающими местного зрителя массовыми сценами. Именно после той постановки театр завоевал звание народного. Что же за люди были заняты в первых спектаклях? Бухгалтер и учитель географии, электрик и райкомовский работник - всех их объединила любовь к сцене. Вскоре о труппе рассказал московский журнал "Театр": достижение для любого молодого коллектива, тем более самодеятельного, - немалое: "Здесь нет спектаклей-скороспелок, спектаклей-однодневок, - написано в статье. - "Разлом" прошел уже 20 раз, и его еще не думают снимать с репертуара. "Свадьба в Малиновке" прошла 17 раз. Первые полтора месяца история уже не кружка, а Бутурлиновского театра характеризуется следующими цифрами: 14 представлений, 6000 зрителей!" В 1960 году бутурлиновцы повезли в Воронеж на областной смотр народных театров "Стряпуху" и "Без вины виноватых". За этим творческим конкурсом последовали другие. Их участники вспоминают, как после показа одного из спектаклей на сцене Воронежского академического театра драмы имени А.В. Кольцова состоялся его серьезный разбор. Конечно, актерам-любителям было очень лестно, когда свои мнения, хотя бы и критические, высказывали ведущие профессиональные артисты Воронежа: Сергей Папов, Вера Рощина, Фирс Шишигин. Кольцовский театр на много лет взял шефство над бутурлиновской труппой. Актеры даже приезжали из Воронежа, чтобы посмотреть новую работу бутурлиновцев и помочь добрым советом. Алла Ковярова рассказывает, как после показа в Воронеже спектакля с ее участием "Разбуженная совесть" получила приглашение поступать в институт искусств. А еще в кино сниматься предлагали, увидев ее фотопортрет в "Театральной жизни". "На студии имени Александра Довженко собирались снимать фильм "Клены". А у меня ребенок маленький! Что будет с семьей? А если пробы не пройду - как буду домой возвращаться? Так и не поехала никуда", - говорит Алла Афанасьевна. Упомянутые выше "Без вины виноватые" - не единственная пьеса А.Н. Островского, ставившаяся в Бутурлиновке. К его произведениям труппа обращалась регулярно. Ставил их и нынешний руководитель коллектива Николай Вакула. Впрочем, не будем забегать вперед. Как рассказывают актеры тех лет, спектакли шли с неизменным аншлагом как в родном райцентре, так и на гастролях. А проходили они прежде всего в селах области. "Мы, наверное, все колхозы объездили!" - говорит Виктор Ковяров, который, став заведующим районным отделом культуры, продолжал играть. - Однажды я пошел в райком партии и попросил: "Помогите нам! Мы объездим со спектаклями все села района, а вы после дайте возможность на автобусе отдела культуры поехать в Крым отдохнуть". Часов в десять вечера спектакли начинались - приходилось ждать, когда всех доярок с работы привезут. Сами потом декорации разбирали, сами грузили… Домой часа в три ночи попадали! А потом отдыхали двадцать дней на диком пляже в палатках, - вспоминает Виктор Александрович. В шестидесятые годы в составе труппы появились люди, которые на долгие годы будут определять его творческое лицо. Иван Антонов, впоследствии почетный гражданин района и города, приехал из Воронежа, чтобы работать в художественном училище. В областном центре Иван Алексеевич участвовал в спектаклях, ставившихся в Доме офицеров, а в Бутурлиновке не только играл, но и оформлял постановки. Еще один почетный гражданин в составе труппы Мария Давидьянц - острохарактерная актриса. Роли у нее - пусть и не главные, но очень яркие и запоминающиеся: спекулянтка в "Как закалялась сталь", гадалка в "Нечистой силе"... На сцене дебютировала в военные годы, организовав в госпитале концерт для раненых. О своем актерстве Мария Богдасаровна говорит: "Я дома, можно сказать, не жила - все время в театре проводила!" Ей и других удалось своим энтузиазмом заразить - в семидесятые именно она привела на сцену Полину Шакирзянову.
Главреж Бутурлиновского народного театра драмы Николай Вакула. Фото Виталия Черникова.
Нынешний главный режиссер Николай Вакула пришел в театр со своим взглядом на сценическое искусство, деликатно сохранив при этом и прежние традиции. Ставит он прежде всего русскую классику - А.П.Чехова, А.Н.Островского, не раз обращался к военной теме. Хотя и о современных авторах не забывает. В конце восьмидесятых, например, была поставлена актуальная в перестроечные годы "Зинуля" Александра Гельмана. Этот спектакль бутурлиновцы повезли в Воронеж. Николай Дмитриевич вспоминает, как известный театральный художник Нина Гапонова перед показом раскритиковала декорации: "Что же делать? Выход нашелся: тогда бывшая гостиница "Воронеж" была вся в строительных лесах, мы и позаимствовали их для спектакля. Оттащили леса через Кольцовский сквер к Дому актера, потом назад вернули". В нынешней труппе Николая Вакулы находится роль и совсем юным талантам, и ветеранам. Многие актеры со стажем продолжают активно участвовать в работе театра, в то же время в последнем на сегодня большом спектакле - "Плюшевая обезьянка в детской кроватке" - играла исключительно молодежь из театральной студии, где с ребятами ведутся занятия по сценической речи, хореографии. Поиском молодых талантов режиссер занят постоянно, так что есть кому продолжить дело. Чем же порадует любительский театр своих зрителей в будущем сезоне? Сейчас полным ходом идут работы над водевилем по сказке Михаила Бартенева "Снегурушка" - его бутурлиновцы собираются показать осенью на фестивале "Синяя птица" в Лисках. Не забывает Николай Вакула и о классике. На днях он рассказал мне, что следующей премьерой, возможно, станет "Доходное место" А.Н.Островского.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|