 |
30.06.09
Мнение ученого. Безвозвратные потери села
Назрела объективная необходимость разобраться с земельными ресурсами и эффективностью их использования Основным источником существования и развития любой территории муниципального образования являются земельные ресурсы, ибо, по образному выражению классика экономической теории, «труд - есть отец всякого богатства, а земля - его мать». Но земля, являясь источником жизни и богатства, имеет определенный потенциал, который при умелом использовании можно наращивать, а при неумелом - терять. До начала перестройки на все сельскохозяйственные предприятия Воронежской области были разработаны проекты внутрихозяйственного землеустройства и научно обоснованные системы земледелия. В результате же проведения земельной реформы была нарушена стабильность землепользования, снижается уровень плодородия сельскохозяйственных земель и нарастает деградация почв на территориях бывших колхозов и совхозов, не разработан ни один проект внутрихозяйственного землеустройства. Имея богатейшие черноземные земли и высокий научно-технический потенциал, Воронежская область превратилась за годы "реформ" в депопуляционный и дотационный регион РФ. В области наблюдается устойчивая тенденция сокращения как численности сельского населения, так и количества сельских населенных пунктов, число которых сократилось с 3596 в 1959 году до 1717 – в 2008 году. При этом 34 населенных пунктов-"призраков" не имели постоянного населения. По переписи населения 2002 года 43 процента сельских населенных пунктов Воронежской области имели численность населения менее 100 жителей. При ныне существующей социально-экономической и градостроительной политике в ближайшие пять-десять лет с карты Воронежской области могут исчезнуть четверть сельских населенных пунктов. Министерством экономического развития РФ предложена новая концепция федеральных законов о планировании развития территорий и строительной деятельности, поддержанная Минимуществом России. Согласно этой концепции, документация о планировании развития территорий должна включать на уровне субъекта РФ территориальные комплексные схемы, а на муниципальном уровне - территориальные комплексные и отраслевые схемы планирования развития муниципальных образований, а также генеральные планы городских и сельских поселений. Разработкой схем территориального планирования занимаются Управление архитектуры и градостроительства Воронежской области и созданный ГУП "Нормативно-проектный центр". Несмотря на расчеты Росстата по предположительной численности населения до 2026 года, которыми научно обосновывается сокращение численности сельского населения по среднему варианту прогноза на треть, и это заложено в генеральных планах сельских поселений и проектах схем территориального планирования районов, предусматривается на перспективу увеличение или сохранение на существующем уровне численности сельского населения. К примеру, в Генеральном плане Русскобуйвольского сельского поселения Павловского района население предусмотрено увеличить в 1,1 раза по сравнению с существующим положением, а в Каменоверховском поселении Каширского района - в два раза. И все это - в условиях низкой рождаемости, высокой смертности, незначительной внешней миграции и устойчивой двадцатилетней тенденции сокращения численности населения. Экономическая база развития поселений не просчитана. А без определения перспектив развития всех видов производства нельзя решить перспективных вопросов развития сельской местности. И прежде всего - населенных пунктов, поскольку они являются следствием развития и размещения производительных сил. Без ясного представления об экономически обоснованной производственной базе каждого сельского поселения на перспективу или исходя из нужд и условий сегодняшнего дня, разработчики схемы территориального планирования муниципального образования превращают проект в нереальный прожект. При этом они допускают грубые просчеты, связанные с объемами всех видов строительства, инженерного оборудования и благоустройства сельских населенных пунктов, а также с необоснованным занятием пашни под застройку: в Русскобуйвольском поселении - 238 гектаров, в Каменоверховском -28 гектаров. Аналогичные примеры можно приводить и по другим проектам. Одна из главных проблем устойчивого развития - невыясненные отношения между отдельными собственниками имущества и земли. Там, где эти отношения "прозрачны" (как в Лискинском районе), - создается импульс для развития. Там, где эти вопросы не выяснены, развитие тормозится. Пора бы разобраться с земельно-имущественными собственниками на сельских территориях, и прежде всего - с "эффективными" собственниками сельскохозяйственных земель. Выполнить данное требование не очень просто в связи с тем, что государство отошло от регулирования земельных отношений (чего нет ни в одной стране мира!), уповая на то, что рынок приведет к эффективному и грамотному использованию земли. Однако нерегулируемый государством рынок привел к развалу экономики и инфраструктуры на сельских территориях. В настоящее время почти 700 тысяч гектаров, или 16% общей площади земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области, находится в обороте (поменяли собственников). Для сравнения: по ЦФО этот показатель равен 5,6%; в Белгородской области - 5,5%; Курской - 7,3%; Липецкой - 10%; Тамбовской - 8%. Главной целью устойчивого развития сельских территорий Воронежской области в ближайшем будущем и в перспективе будут являться: эффективное использование земельных ресурсов; сокращение сельской миграции; борьба с бедностью; расширение занятости населения; улучшение его благосостояния, качества жизни, здоровья и безопасности; развития социальной и инженерной инфраструктуры; охрана окружающей сельской среды. Предусмотренная Градостроительным Кодексом РФ система территориального планирования исходит из интересов развития поселений и размещения объектов промышленного, транспортного, энергетического и иного назначения, копируя Западно-Европейскую концепцию планирования 60-70 годов прошлого века. Но уже в последней четверти XX века за рубежом стали ориентироваться на общественные ценности и первоочередное служение общественным интересам. Девизом данного подхода к территориальному планированию на урбанизированных территориях стали "Охрана природы и создание устойчивого производства", а в сельской местности "Социально-экономическое развитие сельских территорий и поддержание экологической устойчивости местности". При этом затрагиваются незыблемые до этого устои частной собственности на землю. В Европейском Союзе ежегодно выделяется более 30 миллиардов евро (35% от общего бюджета) на развитие слаборазвитых сельских территорий. Территориальное планирование в европейских странах не является сферой деятельности архитектурно-градостроительных органов, а как сложное социально-экономическое явление разрабатывается в виде самостоятельного комплексного проекта устойчивого развития территории различными специалистами на основании принятых законов о "Территориальном планировании". Анализ разрабатываемых сейчас схем территориального планирования позволяет сделать вывод о том, что градостроительное планирование и зонирование территории является лишь частью комплексного проекта устойчивого развития сельских территорий области и муниципальных образований. Исходя из здравого смысла, было бы разумнее выделяемые большие бюджетные финансовые средства на проектные работы направить на разработку комплексных проектов устойчивого развития сельских территорий муниципальных образований. Такие проекты стали бы настольной книгой каждого руководителя муниципального образования и послужили бы в последующем основой создания электронных геоинформационных систем, включающих все сферы муниципального хозяйства: экономику; жилищный фонд; социальную сферу; инженерное обеспечение; транспортное оборудование; благоустройство; охрану окружающей среды и т.п. и стали бы основой формирования их бюджетов.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|