 |
29.07.09
Лагерное детство. Свобода, речка и ... компот
В те времена, когда народ и слыхом не слыхивал о заморских Диснейлендах, роскошных детских курортах с вышколенной командой аниматоров (по-нашему - массовиков-затейников), символом организованного детского отдыха был пионерский лагерь.
Детские лагери (из тех, кто выжил после перестройки) и сегодня продолжают традиции своих советских прародителей. К сожалению, отдых в них утратил ореол былой романтики. А может, просто пионеры выросли? - Сразу после Великой Отечественной войны, - вспоминает Сталь Пензин (бывший пионер Сталик), - поездка в лагерь была долгожданной и желанной для любого юного воронежца. Практически каждое предприятие организовывало летний отдых для детей своих сотрудников. Были лагери побогаче, были – победнее. Цена путевки - чисто символическая. Большую часть стоимости оплачивал профсоюз. Обычная картина того времени. Летнее утро, в открытых «полуторках» в сторону Дубовки, где располагалось девяносто процентов воронежских пионерлагерей, едут дети. Сами лагери выглядели скромно. Палатки военного образца заменяли спальные корпуса. Вся мебель - кровати, которые буквально впритирку стояли друг к другу. Бесхитростная кухонька. Веранда-столовая под брезентовым навесом. Площадка для спортивных игр и праздников. Ну и, конечно, самое роскошное здание - административный корпус, где жили воспитатели, вожатые и главный человек - директор лагеря (как правило, физрук). Отдыхали в лагерях в три потока. Открытие каждого сопровождалось торжественной линейкой, поднятием лагерного флага и самодеятельным концертом. Кстати, все номера для него придумывались самими ребятами. Никто не ждал, что его в лагере будут специально развлекать. Единственное удовольствие, организованное взрослыми, - прогулка на поезде в Боровский заповедник. Ну а самое фантастическое и романтичное мероприятие - прощальный лагерный костер. Для ребятни главными прелестями пребывания в лагере были свобода, речка и хорошее питание. В голодные послевоенные годы школьный завтрак воронежца состоял из ломтика черного хлеба, посыпанного сахаром. В сравнении с этой скудостью лагерный обед их трех блюд казался настоящим изобилием. Особенно радовал столовский компот из сухофруктов, которого всегда почему-то наваривали "в обрез" - за добавкой бесполезно даже было пристраиваться. Единственное, без чего скучали в лагере, - это фрукты. За яблоками и сливами пионеры гоняли в "самоволку" на знаменитый Сомовский базар. С последствиями этих забегов, правда, потом приходилось бороться лагерным медикам.
Охотники за шишками - День в лагере начинался с зарядки под баян, - делится воспоминаниями пионерка 50-х Аля Курбатов (ныне - медсестра Алевтина Нечаева). - Затем - завтрак и линейка, на которой отряды получали задания на день. Скучать было некогда: собирали траву для колхозного скота, убирали территорию лагеря (каждую упавшую с сосны шишку подхватывали на лету). За чистоту отрядной территории шло настоящее соревнование. Вообще, соревновательность была отличительной чертой лагерной жизни. Чьи комнаты лучше убраны. Какой отряд громче и слаженней поет. Кто первый в футболе. Вожатые, в основном - из числа студентов педагогического института, были ненамного взрослее ребят из старшего отряда. Девчонки-пионерки отчаянно влюблялись в симпатичных студентов. Тем же не было до "мелюзги" никакого дела. Вожатые мало обращали на нас внимание. Им самими хотелось отдохнуть и подкормиться после учебных будней. Безнадежно влюбленные пионерки переписывали друг у друга в тетрадки трогательные стишки, разучивали лагерный фольклор, который состоял из убийственно печальных песенок о несчастной любви.
Триллер про "черную руку" знали наизусть - Сказать по правде, - подхватывает пионерка 70-х Люся Бояркина (сегодня - инженер-технолог Людмила Гавриленко), - далеко не весь лагерный фольклор пройдет цензуру в "Коммуне". Откровенные стишки и песенки "про это" приезжали в городскую жизнь как раз из пионерских лагерей моего детства. Кроме этого, у детворы был очень популярен такой жанр, как садистский стишок ("Маленький мальчик нашел пулемет, больше в деревне никто не живет"). И самая жуткая жуть - ночные страшилки-пугалки. О, эти душераздирающие истории про красный рояль, гроб на колесиках, черную руку и тому подобное!. Рассказывать их следовало с особыми нагнетающими страх интонациями. В финале - зловещим голосом произнести ключевую фразу типа "открыли крышку рояля, а там три ведра крови!" или рявкнуть как можно громче. Бессонная ночь самым впечатлительным пионерам была обеспечена. Ну а тем, кому, как это модно теперь говорить, "не хватило драйва", предстояло еще одно приключение: замотавшись в простыни, проникнуть в палату соседей ( лучше всего через окно) и разыграть сюжет из жизни приведений. Правда, иногда в пионерских лагерях разыгрывались совсем не шуточные страсти: бои с "местными", объявления тревоги по поводу очередного беглеца (соскучился по дому, сел в электричку и укатил без предупреждения в Воронеж) и многое другое. И все-таки для воронежцев моего поколения лагерь - это самое яркое воспоминание детства. Не верите? Спросите любого, и вы увидите, как загорятся его глаза.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|