 |
31.07.09
Киногид. Любуясь безобразием
Предварительный показ фильма Ивана Вырыпаева «Кислород» (победитель "Кинотавра -2009" в номинациях "Лучшая режиссура" и "Лучшая музыка к фильму") состоялся в воронежском кинотеатре "Спартак" с участием самого Вырыпаева и исполнительницы главной роли – польской актрисы Каролины Грушка. Это не первый приезд актера и режиссера в Воронеж. Несколько лет назад спектакль "Кислород" (один из программных в проекте "Новая драма") был показан в нашем Камерном театре в рамках фестиваля "Золотой маски". "Новая драма" трудно пробивается на российскую сцену, в основном в театрах малых форм. Причин тому много: и маргинальность героев, и обильное использование ненормативной лексики, и разрушение привычной драматургической формы. Пьесы эти трудно назвать пьесами, они напоминают скорее физиологические очерки. Но главный их недостаток в том, что, стремясь сохранить документальную объективность, авторы показывают героев без сочувствия и сострадания. Любить их трудно, а без любви и сочувствия какой же русский театр! Тем не менее апологеты "новой драмы" стремятся расширить аудиторию с помощью кино. В качестве примера можно привести "Изображая жертву" К.Серебренникова или "Эйфорию" того же Вырыпаева. Но в этих фильмах была как раз попытка рассказать о новых героях, используя старые фильмы. Это делало содержание хотя бы понятным. В "Кислороде" же Вырыпаев решительно отказывается от всего, что придает произведению смысл. Фильм сделан по методу клипа с использованием всех известных ныне технологий: анимации, документального фильма, хроники, художественного фильма, фотосъемки, компьютерной графики. Вероятно, технически он сделан блестяще: одна сцена в бассейне чего стоит! Или как рыжеволосая красавица летает по компьютерным улицам Лондона и Парижа, гоняясь за своим возлюбленным. Эпизоды фильма обрамляют двое ведущих - Каролина Грушка и Алексей Филимонов. Корявым языком современных пэтэушников они говорят что-то о библейских заповедях, и тут же следует иллюстрация их всеобщего нарушения - начиная от единичного убийства надоевшей жены и кончая всемирно известными кадрами врезающихся самолетов в здания американских башень-близнецов. Все в целом выглядит хаотично и непоследовательно. Убогие герои с убогим набором понятий, где даже слово Божье выглядит лепетом Дауна. Если целью автора было показать моральное оскудение общества, то в этом он преуспел. Но зачем тогда красивости, эстетизация безобразного (жеребячий скок голого молодого человека в конопляном поле)? А смерть его от переизбытка удовольствия показана невыразительно и невнятно. Мне очень не хватило в фильме боли и сострадания, которыми, например, пронизаны "Груз-200" А.Балабанова или "4" И.Кржановского. Сам Вырыпаев на пресс-конференции произвел очень приятное впечатление: ни тени высокомерия, красивая образная речь, терпимость к выпадам, желание действительно узнать мнение, а не услышать похвалы. Тем более вызывает недоумение та среда обитания, что он показал в своем фильме. Предположим, мне как человеку, воспитанному на других образцах и уже многое повидавшему, подобные герои никак не интересны. Но узнает ли себя молодежь в этих персонажах? Это и предстоит выяснить в процессе проката фильма.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|