 |
01.08.09
Вернисаж. Вечность в шляпке с пером
Салонная и академическая живопись попала к нам из Рязани Выставка «В поисках красоты» появилась в Воронеже как результат межмузейного обмена. Подобная акция в нашем городе проводится, кажется, впервые. Интереснейшую подборку картин из своих фондов предоставил художественному музею имени И.Н. Крамского Рязанский областной художественный музей имени И.П.Пожалостина. В Рязань же отправились 36 хранящихся в нашем городе творений И.К.Айвазовского, А.А.Бучкури, А.И.Мещерского, В.А.Милашевского и других живописцев – их объединило название "У вечности мгновенья похищая…". Большинство попавших в Воронеж образчиков русского салонного и академического искусства XIX - начала ХХ века когда-то входили в коллекцию генерал-майора Василия Крестьянинова - в 1981 году, после его смерти, переданную рязанскому музею. К работам, вроде попавших в собрание Крестьянинова, в нашем Отечестве отношение долгие годы было, скорее, пренебрежительное - ведь салонное искусство не несло никаких "высоких идей", не звало к социальному прогрессу. В то время как "передвижники" склонялись в своем творчестве к дидактизму, эти художники интересовались прежде всего красотой как таковой. Особо яркого следа в истории русской живописи они не оставили. Н.П.Крымов, Я.Я.Калиниченко, В.П.Соколов, И.С.Галкин, - эти имена знакомы разве что искусствоведам. На выставке в музее имени И.Н.Крамского едва ли не единственной "звездой" оказался А.М.Васнецов.
А.Эберт. Портрет Аделины Патти. Фото Константина Толокнникова.
Милая юная дама в шубке и модной шляпке с пером смотрит на нас с холста. Дама с зонтиком сидит на берегу. А вот две другие дамы, снова в шляпках, собирают полевые цветы. Вот кавказский пейзажик. А вот старательно нарисованный натюрморт: бутылка вина, лимон, стакан чая. Повесить бы такую ласкающую глаз картину у себя в гостиной, сесть в кресло-качалку, укутавшись пледом, смотреть и умиляться. Вообще, от выставки ощущение двойственное. С одной стороны, она - лишнее доказательство того факта, что настоящее искусство - это вовсе не обязательно "семь озорных шагов за горизонт". Однако и ловишь себя на мысли: "А чем увиденное лучше современной гламурной фотографии?"
Я.Калиниченко. Цветущая поляна. 1896г.
Все-таки лучше: уютностью своей, домашностью, что ли. В глянцевых журналах есть нечто тоталитарное, нечеловеческое, их фотографы и стилисты лезут аудитории в мозг, агрессивно навязывают свою эстетику. А салонная живопись ни к чему не призывала, ничему не учила, не скрывая - и не стыдясь - своей милой необязательности. А то и простодушия: "Сцена из войны 1812 года" П.И.Байкова органично смотрелась бы и среди творений современных самодеятельных художников-примитивистов. Организаторы выставки "В поисках красоты" очень уместно дополнили ее экспонатами из фондов музея имени И.Н.Крамского - предметами дореволюционного обихода. Часы каминные из Германии, выпущенный на заводе братьев Гулиных кофейник, тарелка с охотничьей сценой из Франции, фарфоровая масленка "Утка в гнезде" из Западной Европы, - именно в таком контексте следует воспринимать большую часть привезенных из Рязани картин. Да, искусство; но одновременно - и "предмет обихода".
Все-таки лучше: уютностью своей, домашностью, что ли. В глянцевых журналах есть нечто тоталитарное, нечеловеческое, их фотографы и стилисты лезут аудитории в мозг, агрессивно навязывают свою эстетику. А салонная живопись ни к чему не призывала, ничему не учила, не скрывая - и не стыдясь - своей милой необязательности. А то и простодушия: "Сцена из войны 1812 года" П.И.Байкова органично смотрелась бы и среди творений современных самодеятельных художников-примитивистов. Организаторы выставки "В поисках красоты" очень уместно дополнили ее экспонатами из фондов музея имени И.Н.Крамского - предметами дореволюционного обихода. Часы каминные из Германии, выпущенный на заводе братьев Гулиных кофейник, тарелка с охотничьей сценой из Франции, фарфоровая масленка "Утка в гнезде" из Западной Европы, - именно в таком контексте следует воспринимать большую часть привезенных из Рязани картин. Да, искусство; но одновременно - и "предмет обихода".
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|