 |
01.08.09
Мнение. Религия в школе - уже не эксперимент
Важно, чтобы растущий человек был знаком с заповедями, понимал и чтил традиции наших предков Президент предложил провести в ряде регионов страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. Ученики и их родители смогут выбрать предмет изучения: основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма. Для желающих изучать многообразие российской религиозной жизни может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий России, отметил Дмитрий Медведев. Глава государства также обратил внимание на то, что для учеников, не имеющих определенных религиозных убеждений, будет введен альтернативный вариант: они смогут изучать основы светской этики. Воронежская область располагает большим опытом по преподаванию факультатива «Основы православной культуры». И пока в других регионах предложение Дмитрия Медведева обсуждается на уровне эксперимента, в Воронеже со знанием дела отмечают положительные моменты введения дисциплин, обращенных к духовному миру растущего человека. - В школах Воронежской области факультатив "Основы православной культуры" ведется более десяти лет, - рассказал "Коммуне" руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Василий Попов. - В июне 2007 года Главным управлением образования Воронежской области был издан приказ о поэтапном введении "обязательного факультатива", рассчитанного на учащихся младших классов ( в дальнейшем планировалось вести эти уроки со второго класса по одиннадцатый). Еще в 1998 году Управление образования области, региональный институт усовершенствования учителей и епархия подписали соглашение о подготовке преподавателей, которые будут вести "Основы православной культуры". За это время удалось выпустить полторы тысячи преподавателей. Цифра внушительная. Что касается инициатив Президента, то они православной церковью только приветствуются. По словам нашего собеседника, говорить о содержании новой дисциплины пока рано. Однако крайне важно то, что она войдет в школьную программу. При этом каждый ученик сохранит за собой право выбора: изучать или нет предметы, которые напрямую связаны с той или иной религией. Ведь если семья ребенка, к примеру, исповедует ислам, как можно его силой заставить изучать православие? - Ничьи права не должны быть ущемлены, - уточнил Василий Попов. - Вместе с тем такой предмет, как "Основы светской этики", стоит сделать обязательным. Так же, впрочем, как и основы религии. Современный человек должен иметь широкий кругозор. Каким содержанием могут быть наполнены новые дисциплины? Каким языком их стоит преподносить ребенку? Прежде всего, они должны вызвать у детей интерес - едины во мнении педагоги и священники. - "Основы православной культуры" - это знакомство с религиозной этикой и религиозной эстетикой, - говорит Василий Попов, - но без обязательного посещения храма. На наш взгляд, такая задача перед теми, кто будет преподавать этот курс, не ставится. В то же время важно, чтобы растущий человек был знаком с заповедями, понимал символику храма и церковную живопись. Имел представление о той религии, которая исповедуется большинством жителей его региона. Это может уберечь от искаженного понимания роли религии, а также от вовлечения в различного толка секты. Преподавать "Основы православной культуры" может светский педагог, но, безусловно, знакомый с предметом не понаслышке, разделяющих православное мировоззрение и, само собой, прошедший определенную подготовку. Двухнедельных курсов в институте усовершенствования учителей, кстати, здесь может быть и недостаточно. В то же время новый проект никоим образом не дублирует и не упраздняет ту огромную работу, которая вот уже более десяти лет ведется в школах в отношении факультатива "Основы православной культуры". Тем более, что во многом благодаря ему в нашу систему образования вернулась воспитательная функция. Одна из ключевых задач школы, от которой, тем не менее, на определенном витке развития постсоветского образования чуть было не отказались. - Ребенок не должен превращаться в компьютер, напичканный знаниями, - заключает Василий Попов. - Наша русская школа, в том числе и впитавшая ее лучшие традиции советская, как раз и были сильны тем, что отводили большое место воспитательному процессу. Как только от него попытались отойти и с отговоркой "человек рожден хорошим, достаточно дать ему знания по чистописанию и математике", убрали воспитание - получили жестокий урок. Крепость нравственных основ человека не формируется на пустом месте. Ее корни - в религиозных традициях наших предков, знакомство с которыми обещают новые дисциплины.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|