|
29.08.09
Имя в искусстве. Плакатист
В нем в равной степени сошлись талант художника и руководителя Заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств России Алексей Смирнов.
Лет тридцать как знаком с воронежским графиком Алексеем Ефимовичем Смирновым, а только недавно узнал, что он - ученик народного художника РСФСР Андрея Гончарова. Того самого Андрея Дмитриевича, который в двадцатые годы прошлого столетия проходил курс наук в знаменитом ВХУТЕМАСе у выдающегося графика и всемирно признанного мастера книги Владимира Андреевича Фаворского. Вот, оказывается, откуда тянется ниточка, связавшая воронежца Смирнова с творчеством Фаворского. - Конечно, общение с Андреем Дмитриевичем Гончаровым – это подарок судьбы, - говорит Алексей Смирнов. - У нас в Московском полиграфическом институте, где я учился на художественно-графическом факультете, он был беспрекословным авторитетом. Еще бы - любимый ученик Фаворского! Знаете, тот однажды в письме к Гончарову так и написал: «Милый Андрей Дмитриевич, ведь ты самый старший из всех моих учеников и можешь сказать обо мне больше, чем кто другой». И Андрей Дмитриевич во время занятий много интересного рассказывал о Фаворском, о его творческой лаборатории. И сам он много ездил по миру, делился с будущими графиками тем, в каком направлении развивается за рубежом оформительское книжное искусство. Запомнился Алексею Смирнову и афоризм Фаворского, который часто на занятиях повторял Гончаров: "Чтобы стать художником, надо быть или очень способным, или очень пытливым и упорным". …То, что Леша Смирнов не обделен способностями в рисовании, заметил учитель Семено-Александровской школы, что в Бобровском районе, Александр Степанович Авдеев. - Он был человек разносторонне одаренный, - продолжает Алексей Ефимович. - Хорошо рисовал, играл на аккордеоне. А на ту пору Александр Степанович как раз еще учился заочно в Московском полиграфическом институте. Он заметил, что во мне есть жилка рисовальщика - я ведь, честно сказать, на всех уроках что-нибудь карандашом выводил, - и начал со мной основательно заниматься. Жили они скудно. Мать в колхозе, как тогда говорили, - на разных работах, отец погиб на фронте в сорок первом. Обычно осенне-зимними вечерами, под коптилку - электричества в селе и в помине не было - Леша и создавал свои "художества". После десятилетки успешно сдал экзамены в столичное художественное училище. Проучившись там полтора года, решил попробовать поступить в Московский полиграфический институт. И выдержал конкурсное испытание. Наверное, то, что учитель Смирнова Андрей Дмитриевич Гончаров, ко всему прочему, являлся еще и главным художником Гослитизда, повлияло и на выбор темы его дипломной работы. Решил же он проиллюстрировать и оформить сборник воронежского поэта Алексея Прасолова. Имя Прасолова на ту пору мало что говорило, тем более в столичных литературно-художественных кругах. - Собственно, у членов государственной комиссии, принимавших мою дипломную работу, никаких сомнений или замечаний по поводу иллюстраций не оказалось, - вспоминает Алексей Ефимович. - Графические листы вызвали восторженные оценки. Но в размеренный ход защиты диплома вмешалась реплика одного из членов комиссии: "Молодой человек, вы, наверное, все-таки больше шли в своих графических листах не от стихов поэта, а от каких-то личных ощущений? Прочитайте нам что-нибудь из этого... как его... да... Прасолова..." И Смирнов начал читать, одно за другим, стихотворения Алексея Прасолова: Весна - от колеи шершавой До льдинки утренней - моя. Упрямо в мир выходят травы Из темного небытия. И страшно молод и доверчив. Как сердце маленькое, - лист, И стынет он по-человечьи, Побегом вынесенный ввысь... - И тут все члены комиссии так и ахнули: "Неужели у вас в Воронеже есть такие поэты?! Но это же в традиции Ахматовой и Мандельштама! Какой суровый мир встает в поэтических строках, оказывается, гармония есть и в хаотическом мире, и в страдающей душе..." Так рисунки молодого художника Алексея Смирнова открыли для московской интеллигенции стихи воронежца Алексея Прасолова. Рекомендацию в члены Союза художников России давал Смирнову заслуженный художник РСФСР Владимир Пресняков. На ту пору - он уже участник многих областных, региональных и всероссийских выставок. А то, что его заметил и поддержал Владимир Алексеевич Пресняков, ведущий воронежский книжный график, говорило о многом. И прежде всего о том, что час ученичества успешно завершен, и надо переходить в другое качество. Помните вторую составляющую настоящего художника в формуле Фаворского: пытливость и упорство. Их Смирнову было не занимать. Заметив оба эти качества, коллеги по цеху вскоре изберут Алексея Ефимовича председателем правления Воронежского отделения Союза художников РСФСР. Это будет его первый приход в должностные лица, который продлится почти десять лет. Будет и второй. Но о нем чуть позже. В служебной характеристике заслуженного художника РСФСР и заслуженного деятеля искусств России Алексея Смирнова тот отрезок жизни занимают две с половиной строчки: "При его непосредственном участии, - говорится в ней, - в Воронеже построены Выставочный зал музея имени И.Н.Крамского, творческо-производственный комбинат Союза художников, выставочный зал на улице Кирова". Легко сказать: "построены", а что за всем этим стояло! Только пробивная сила Смирнова - все-таки крестьянский корень - смогла одолеть препоны чиновничества: "Не предусмотрено пятилетним планом!" - и весь был сказ. В Совет министров ездил, а своего, то есть не своего, а сообщества художников, интереса он добился. И Воронеж обрел подобающие статусу города выставочные залы. Потом, через восемнадцать лет, уже во второй свой приход в председатели правления Воронежского отделения Союза художников, Смирнову придется защищать собственность творческого союза, доказывать в судах и в чиновничьих кабинетах, что все имущество нажито живописцами и скульпторами честным трудом. И тут на помощь художнику придут воронежские средства массовой информации. Это один из редких случаев, когда у журналистов разных изданий и направлений оказалась поразительно единая позиция: нельзя, господа хорошие, грабить искусство! Алексей Ефимович - человек надежный, в беде никогда не бросит. Вот в 2008 году вытащил утопающего. Рыбачил на озере, и вдруг поблизости лодка перевернулась, рыбак ушел под воду. Барахтался, а выбраться никак не мог. Того и гляди - утонет. Смирнов бросился спасать мужика. Тащить его из воды было тяжел: мало того, что тот оказался телосложением не фотомодель, да еще в телогрейке и кирзовых сапогах... Но, ничего, обошлось - вытащил его на берег. Это все к тому, что не хлипкого десятка человек, Алексей Ефимович! Его хватает на многое. Как восемнадцать лет назад взвалил на себя ношу директорства в художественной школе, так исправно и несет ее. И не только сохранил традиции, заложенные подвижницей, педагогом и художницей Евгенией Михайловной Романовской, но и приумножил их. Взять хотя бы ежегодные детские праздники-выставки на протяжении последних двенадцати лет. А началось все с того, что Смирнов предложил Воронежской епархии организовать совместную выставку "Дорога к храму". С той поры и пошло - "Мир прекрасен", "300 лет Российского флота", "Будущее без наркотиков"... Как педагог Смирнов абсолютно непоколебим в своей формуле на тот счет, что художественная школа должна жить культурной жизнью города, области, страны... И потому детские вернисажи, сначала проводившиеся в Выставочном зале на улице Кирова, потом в "АПЕКСЕ",последние годы вмещает только Воронежский цирк. Собственно, это уже не просто выставка, а настоящее зрелище, в программе которого есть и концертная программа, и сложившийся ритуал награждения победителей конкурса рисунков и плакатов. Спасибо, конечно, директору Воронежского государственного цирка народному артисту России Борису Бирюкову: смычка "художники - артисты" оказалась прочной. Одиннадцать лет назад, в том числе и за плодотворную работу по художественному воспитанию детей, Алексея Ефимовича признали и за океаном. Американский биографический институт исследований назвал его "Человеком года - 98". Из последних же новостей творческого союза, сообщил Алексей Ефимович, это две больших выставки - в Ярославле, в котором показали свои работы 70 воронежских живописцев, и в Москве, в Центральном выставочном зале, где представляли свои работы 35 наших земляков. Из них две - плакаты самого Смирнова. Да, чуть было не забыл, в августе Алексея Ефимовича Смирнова наградили орденом Почета. Как вы догадываетесь, за плодотворную деятельность.
Журналисты "Коммуны" от всей души поздравляют своего давнишнего друга и автора Алексея Смирнова с семидесятилетием. Творческих удач и отменного здоровья, дорогой Алексей Ефимович!
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|