 |
18.09.09
Вернисаж. До слез родное
Послевоенный Воронеж предстал в выставочном зале на улице Кирова Что мы знаем о прошлом своих бабушек и дедушек? Им не нашлось места на страницы учебников и энциклопедий. Они просто жили – дышали окружавшим их воздухом, учились, влюблялись, женились, обедали, читали книги, работали, ходили в кино, воспитывали детей. Жизнь, какой она была даже лет сорок назад, для нынешнего молодого жителя страны столь же непостижима, как быт марсианина. Что за люди улыбаются на фотографии из старого альбома? Почему так бережно хранилась в доме вон та чашка с трещиной? Кто такой Сережа, чья дарственная надпись красуется на сборнике пушкинских стихов? Всей истины не узнать уже - но почему бы не попытаться это сделать?
Юность Тамары Яковлевны Ишковой прошла в послевоенные годы в Воронеже. Фото Михаила Вязового.
Тема выставки, открывшейся в зале на улице Кирова, - быт послевоенного Воронежа. Организована она региональной общественной организацией по охране исторического наследия «ЭКОС». Современные воронежцы могут в эти дни увидеть уникальное: мелочи быта давно ушедшей эпохи - то, что долгие годы лежало, покрываясь пылью, на чердаке, антресолях или в старом сундуке. Что же дошло до нас от той эпохи? Старые фотографии из семейного альбома, коробка для зубного порошка с эмблемой ВДНХ, карандаш "Страна Советов", проездной трамвайный билет, туфли с надписью внутри "Цунь Пэй Шанхай", блокнот агитатора... Особенное удивление вызывает непостижимым образом уцелевший старый кусок мыла "Лаванда". Много детских игрушек. И - книг, сформировавших не одно поколение: Луи Буссенар, Марк Твен, Даниэль Дефо. В одном из уголков выставочного зала реконструирована обстановка типичной комнаты той эпохи. В центре ее - стол, накрытый цветастой скатертью, на столе - самовар, рядом - диван, старый телевизор, на стене - ковер висит…
Руководитель "ЭКОС"а, доцент ВГУ Владимир Мальцев уже не первый год собирает экспонаты для будущего музея памяти. Значительную часть найденного им воронежцы уже могли видеть на выставке в музее имени И.Н. Крамского. - За два месяца, минувшие после той выставки, мы собрали раза в два больше материала, - рассказывает Владимир Андреевич. - Нас уже просят о новых выставках, и они будут. Например, о послевоенной моде в Воронеже, о том, как праздновался тогда Новый год...

Собственно, эти темы и сейчас не обойдены. Отдельный уголок в зале занят образчиками советского послевоенного гламура. Флаконы духов, сумочки, шляпки, перчатки, украшения... "Стильно", написали бы сейчас в глянцевом журнале. Кстати, журналам по теме тоже нашлось здесь место. Даже в самые суровые времена (не говоря уж о временах "серых") женщины старались следить за "модными тенденциями сезона". Хотя тогда и слов-то таких, пожалуй, не звучало в СССР, однако не так уж отставали наши бабушки, надевая новую шляпку или выбирая ту или иную прическу, от такого далекого Запада. - Мы привыкли, что "история" - это где-то далеко. Но это не так, в чем мы убедились, когда открывали первую выставку в музее имени И.Н. Крамского. Разговорился с одной женщиной, и она сказала мне: "Здесь все - до слез родное", - делится впечатлениями начальник Управления культуры администрации Воронежа Иван Чухнов.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|