 |
26.09.09
Горизонты сотрудничества Масштабный проект с серьезными перспективами
ОАО «Вагонреммаш» проводит переговоры с немецкой компанией "Knorr-Bremse" по созданию совместного предприятия на базе Воронежского ВРЗ – филиала ОАО "Вагонреммаш" по производству современных тормозных систем и другого оборудования для пассажирского, грузового и тягового подвижного состава рельсовых видов транспорта.
 | | Валерий НИКОЛАЕВ: "Пользуясь случаем, поздравляю с наступающим праздником - Днем машиностроителя - всех руководителей и коллективы машиностроительных предприятий Воронежской области. Желаю не останавливаться в творческом поиске, всегда стремиться к новым трудовым победам!" |
- Кризис затронул и наши предприятия, но не настолько, чтобы говорить, что мы плохо живем, - говорит генеральный директор акционерного общества "Вагонреммаш" Валерий Николаев. - Сегодня три наших завода - Воронежский, Тамбовский и Новороссийский - осуществляют капитальный ремонт пассажирских вагонов более половины всей потребности ОАО "РЖД", и это лишь 60-65 процентов их возможностей. Мощности заводов ОАО "Вагонреммаш" сегодня позволяют решать как текущие, так и перспективные задачи, потому что удалось не только сохранить их, но и сделать еще сильнее. В последние годы ОАО "РЖД" направило 4,5 миллиарда рублей на реконструкцию одиннадцати заводов Дирекции по ремонту пассажирского подвижного состава ОАО "РЖД", в том числе на три завода, ставшие филиалами ОАО "Вагонреммаш". После освоения этих инвестиций обновленное производство готово для решения задач качественно нового уровня. Наша беседа - о переменах в акционерном обществе, открывающих широкие перспективы, наряду с другими заводами ОАО "Вагонреммаш", Воронежскому вагоноремонтному заводу.
- Валерий Иванович, расскажите, пожалуйста, о результатах недавних встреч и переговоров с зарубежными деловыми партнерами. Что ожидает завод в связи с новыми реалиями? - Задуман масштабный проект, предполагающий создание совместного предприятия с немецкой компанией "Knorr-Bremse", которая является мировым лидером по разработке и производству современных тормозных систем и систем управления для всех видов подвижного состава рельсового транспорта. Для чего мы это делаем? Вагоны, которые ремонтируются на заводах ОАО "Вагонреммаш", разработаны еще в 60-х годах, а выпущены, как минимум, четверть века назад. Получается, что работник любого уровня, приходя на наше производство, занимается ремонтом вагонов, созданных по устаревшей технологии. Сегодня политика в нашей отрасли коренным образом меняется. Руководство ОАО "РЖД" взяло курс на обновление парка пассажирского подвижного состава. Перед российскими вагоностроительными заводами поставлена задача перейти на выпуск современных вагонов международного стандарта, отвечающих самым высоким требованиям.
Из 158 дочерних предприятий ОАО "РЖД" 28 остаются нерентабельными. В том числе заводы Дирекции "Вагонреммаш", вышедшие из состава акционерного общества, работают с минусом. Оставшиеся под началом Валерия Николаева - работают успешно. |
Фирма "Knorr-Bremse" присутствует на пяти континентах в 23 странах мира и через дочерние предприятия имеет коммерческие связи в 60 странах. Годовой объем выпускаемой продукции составляет 6-7 миллиардов евро в год. Международный концерн, успешно работающий более 130 лет, предлагает нам совместно заниматься выпуском самых современных тормозных систем, безмасляных компрессоров и другого оборудования для подвижного состава рельсовых видов транспорта. - У вас уже есть опыт участия в переговорах с иностранными компаниями? - Мы общались с производителями пассажирского железнодорожного состава - такими, как "Бомбардье", "Сименс", "Альстом" и другими. К сожалению, - безрезультатно. И все же это был хоть и трудный, но шаг вперед. Мы заявили о себе, приобрели опыт. Компания "Knorr-Bremse" сотрудничает с ОАО "РЖД" с 2006 года. Это сотрудничество было зафиксировано меморандумами о взаимопонимании от 28.06.2006, 26.11.2007 и 23.09.2009 года. В последнем меморандуме было высказано намерение о создании совместного предприятия. Проведя аудит, анализ возможных мест производства, переговоры с руководителями отечественных машиностроительных предприятий, компания "Knorr-Bremse" решила работать только с ОАО "Вагонреммаш" - дочерним обществом ОАО "РЖД", и только в Воронеже. Они могли бы прийти в столичный город, но предпочли Воронеж. - Что это сулит заводу и городу? - Прежде всего - новые рабочие места. Существенными критериями выбора Воронежа являлись наличие квалифицированных специалистов, высших и средних специальных учебных заведений. На первоначальном этапе мы будем брать человек 150, на втором - 300. А когда построим завод - около 1000 человек. - То есть, предполагается построить новый завод? - Новое производство и новый завод. Это принесет в Россию не просто новые технологии, но даже те, что еще находятся в разработке. Сейчас работа по созданию совместного предприятия - в полном разгаре. Получена поддержка высшего руководства ОАО "РЖД" и руководства Воронежской области. Я очень благодарен этим людям. Губернатор Алексей Васильевич Гордеев побывал на заводе, познакомился с людьми и производством. Затем были встречи в Москве, где и состоялось решение. - Как бы вы охарактеризовали своих иностранных партнеров? Насколько всерьез и надолго они приходят на воронежскую землю? - Немецкая сторона проявляет большой интерес к сотрудничеству, ставя целью не сиюминутную выгоду, а долгосрочные деловые отношения на равных. Глубоко изучают условия, чтобы уверенно войти сюда с инвестициями, внедрить передовые технологии. О том, насколько обстоятельно они анализируют ситуацию, свидетельствуют многие моменты. Например, они спрашивают, что такое русский менталитет, что представляет собой российская глубинка. Многое говорит о том, что мы не ошиблись в выборе партнеров. Со своей стороны, делом докажем, что и они не ошиблись в нас. - В новое производство будут вовлечены и другие воронежские предприятия? - Во время неоднократных посещений нашего завода специалисты "Knorr-Bremse" изучили не только наше производство, но и то, чем занимаются другие воронежские заводы. Их интересовала интеллектуальная собственность нашей области в целом. Руководство фирмы выразило огромное желание встретиться с областным директоратом при непосредственном участии руководства Воронежской области, чтобы включить заводы, которые смогут отвечать технологическим требованиям, в общую программу локализации производства продукции СП. На первом этапе мы сдадим в аренду часть помещений на Воронежском вагоноремонтном заводе имени Тельмана, определим номенклатуру продукции, которую будем выпускать, наберем специалистов, которые пройдут обучение на заводах "Knorr-Bremse" в Европе. На втором этапе будет создано совместное предприятие. А на третьем этапе, когда уже наладим производство и сформируем портфель заказов, возведем новый завод. Причем, владелец "Knorr-Bremse" господин Тилль ведет такую политику: придя в другую страну, он "с нуля" строит современное предприятие, отвечающее самым последним технологическим требованиям. В Европе мы посещали их заводы и убедились в этом воочию. В планах - организация на всей территории Российской Федерации сервисных центров. А на базе научного центра "Knorr-Bremse", есть предложение, - создать российский научный центр, в котором наши специалисты будут заниматься перспективными разработками, развитием и внедрением всех технологических процессов. - Кто же станет руководить этим предприятием? - Сейчас ищем человека на должность директора будущего воронежского завода компании. И мы, и руководство "Knorr-Bremse" были единодушны в том, чтобы этим производством командовал российский гражданин. Поэтому подыскиваем молодого человека с высшим образованием, знанием английского и немецкого языков. По результатам тестирования отправим его учиться на заводы "Knorr-Bremse" в Европе. По возвращении он возглавит предприятие. - Валерий Иванович, если сравнить начало вашей трудовой биографии с сегодняшним днем, какие у вас возникают чувства? - Сложные. Помню, как в юности мы снизу вверх смотрели на помощника машиниста в форменной рубашке. Нам тоже хотелось достичь таких высот. Позднее появилась мечта стать слесарем. Серьезно! На дальнейшую учебу подвигла мама: "Сынок, слесарем - это хорошо, но закончи хотя бы техникум…" Закончил. А мама опять: "Техникум - это хорошо, но ведь это не институт!.." Поступил в институт, втянулся в учебу, да так, что остановиться уже нет ни желания, ни возможности. Если сделать паузу - то не просто остановишься, а неизбежно отстанешь. Такое сейчас динамичное время. Так что - только вперед! - Как работники завода воспринимают перемены, особенно те, кто помнит его прежним? - Таких осталось немного, процентов тридцать, кто видел, с чего мы начинали. Кто видел, что могли потерять завод, но вытащили его из ямы. Тогда пришла команда, которая сумела доказать, что такое - возможно. Это стало ответом тем, кто не верил в возрождение завода. Сегодня люди привычно воспринимают цивилизованные условия: новая проходная, удобные раздевалки, отремонтированные цеха, современное оборудование, везде чистота и порядок. Кто-то, наверное, уже и не знает, что в 2000 году у предприятия было около 400 миллионов рублей долгов. Из них - более 75 миллионов налоговых выплат. Люди несколько месяцев не получали зарплату. И когда на третий месяц мы начали поднимать производство, сделали свою продукцию рентабельной, - вывесили на проходной большой плакат. Люди шли после смены и читали. Это была наша общая победа. А выплату зарплаты, кстати, мы с того времени не сорвали ни на один день. - Что придает вам сил? - Может быть, осознание своего долга, а также коллеги, с которыми начинал работать. Помню, когда мы только защитили свою инвестиционную программу, и деньги на реконструкцию поступили только после прохождения всех бюрократических этапов, наступила зима. Захожу с руководителями служб в электроремонтный цех, он тогда назывался электрокомпрессорный, а там, на участке по ремонту светильников, работают женщины. Поскольку шел ремонт кровли, крыша была разобрана, небо над головой. На натянутый над ними полиэтилен падает небольшой снежок... Надо сказать, я никогда не прохожу мимо. Направился к ним, поздоровался, думаю, вот сейчас мне достанется на орехи. Интересуюсь: "Как вы, женщины?.." Они повернулись ко мне и, не оставляя дела, спрашивают: "Валерий Иванович, а работа будет?". Я ко многому был готов, но только не к этому.... Вот такая преданность людей общему делу и умножает силы. Валерий Николаев продолжал рассказывать о перспективах, а у меня все четче вырисовывался образ человека-локомотива, который упорно тащит состав в гору. Ему удалось изменить саму систему, коллег, заставить простых рабочих и специалистов высшего звена смотреть на вещи по-другому. Он сумел увлечь людей стремлением добиваться большего, что неизменно повышает их самооценку и ведет к успеху.
Работники и ветераны завода, удостоенные наград В.М. Мещеряков - "Заслуженный работник транспорта России" В.Т. Бахтин - "Заслуженный работник транспорта России" И. В. Шмойлов - "Заслуженный работник транспорта России" В. В. Старченко - медаль "За заслуги перед Отечеством II степени" Л. М. Гончарова - орден "Знак Почета" В. Г. Аксютин - орден "Знак Почета" Н. И. Потыкун - орден "Знак Почета" А. В. Шульженко - орден "Знак Почета" Г. М. Величко - орден Трудовой Славы III степени, орден Дружбы И. Г. Карпенко - орден Трудового Красного Знамени А.В. Карунин - медаль "За трудовую доблесть"

На службе великой России Большие пространства осилив, Вершат назначенье свое На службе великой России Вагоны стальные ее. Сияющую перспективу Еще предстоит лицезреть. Под силу локомотиву Вагонов тяжелая цепь. И мы, заводчане, готовы Вагоны преображать Во славу великой России, Трудиться, идти, побеждать!
Сердце завода К разряду больших относясь величин, Вздымаясь до звездного свода, Чуток отдохнувшее, билось в ночи Тяжелое сердце завода. Биенье знакомое, будто свое, Проснувшись на улочке тихой, Услышал, постельное сдвинул белье - Мой друг. Устремился на выход. Где билось, себя хоть к нему подключи, Единого мощностью хода, В зеленой дождливой отрожской ночи Упрямое сердце завода.
С чего начиналось обновление Как сейчас помню, восьмидесятые... уже далекие такие. Трудился я тогда фрезеровщиком в тележечном цехе. По каким-то непонятным причинам стали мы зарабатывать меньше всех, хотя работу выполняли в том же объеме. А в это время к нам в цех начальника молодого поставили. Он выяснил все до мелочей, устранил все неувязки - и уже через короткое время восстановил справедливость. Сумел сделать так, чтобы "с колеса пошла копейка", и рабочие начали получать премии. Только благодаря ему колесно-тележечный пошел на подъем, стал основным на заводе. Хотя поднять такой цех стоило немалых сил. Новый начальник проявил себя принципиальным и требовательным. Причем никаких "супертребований" не предъявлялось - просто выполнять задание качественно и вовремя. Вскоре колесный и тележечный цеха объединили, и Валерий Иванович стал начальником колесно-тележечного цеха. Он во все вникал, шел навстречу и всегда помогал рабочим. Никогда не боялся идти в "Белый дом", обосновывал свои требования и всегда получал "добро". Помню, на вопрос ребят из колесного: "Как новый начальник?", я ответил: "С таким руководителем можно решать все вопросы!" Вскоре Валерий Иванович стал заместителем директора, потом - директором завода. Сегодня он - наш генеральный директор. Но мы по-прежнему считаем его не только своим начальником, но и своим коллегой.
Николай ТОКАРЕВ, долбежник колесно-тележечного цеха
Хранители памяти Гордость нашего предприятия - заводской музей Боевой и Трудовой славы. Он был открыт к семидесятилетию завода, в 1982 году. Один из первых экспонатов - диорама отрожских вагоноремонтных мастерских, которую я изготавливал с фотографии 1912 года. В экспозиции подробно отображена заводская жизнь в предреволюционный и революционный периоды. Ряд документов посвящены военному времени, восстановлению и развитию завода после войны. На стендах - фотографии делегатов съездов, заслуженных работников, имена которых вошли в историю завода. Помню, когда я начал заниматься оформлением витрин, решил привнести что-то новое. Очень хотелось, чтобы наш музей в чем-то стал уникальным. Для этого мы сделали ниши с подсветкой. При проведении экскурсии ввели музыкальное сопровождение. По нынешним временам - немудреные, казалось бы, спецэффекты, но тогда они произвели ошеломляющее впечатление! К девяностолетию завода был открыт второй зал музея, где рассказывается об освоении новых видов ремонта вагонов, в том числе, впервые в России, - капитально-восстановительного ремонта. К 95-летнему юбилею мы снова пополнили музей новыми экспонатами. И продолжаем пополнять, тщательно отбирая наиболее значительные и яркие страницы развития родного завода.
Михаил ЧЕРНЫХ, художник первой категории.
Славные династии
По рассказам отца я легко представляю, каким был наш завод в пору его основания. Отец рассказывал. Да так, что и я решил пойти по его стопам. Когда учился в железнодорожном училище, проходил здесь практику, а после окончания учебы в 1947 году стал работать кузнецом. Теперь уже тяжело себе представить, в каких послевоенных условиях нам приходилось работать. Перевозили все на лошадях, на узкоколейных тележках, на трофейных машинах, которые заряжали от газогенераторов. В механическом цехе все станки работали от одного мотора, через трансмиссию. Использовали паровые молоты. Нынешний паросиловой цех обеспечивал весь завод и энергией, и паровым отоплением, и горячей водой. Железо сваривали кузнечным способом. Подъемных кранов не было. Женщины носили детали на себе. Люди ходили в мазутных фуфайках. Все полы в цехах были грязные, в мазуте. Печи топились углем-антрацитом, который подавали на носилках женщины, а уносили шлак тоже они. В три смены работали. И все же в глубине души мечтали и верили, что когда-нибудь станет лучше. В училище нам рассказывали об усовершенствованном оборудовании, и так хотелось, чтобы мы смогли увидеть все это у нас. Ждали перемен... Дошли некоторые "новинки" и до нашего завода. В семидесятом году появились рычаговые электрокары. Но они были не очень удобные в эксплуатации, ездить было опасно. Через несколько лет, в семьдесят втором, появились электрические кары с рулем. Для перемещения грузов стали использовать подъемные краны. Вагоны начали сцеплять автосцепкой (раньше это делали механически крюками). Появились пневматические прессы, специальные ножницы для резки металла.
Слесарь цеха ремонта подвижного состава Владимир Николаевич Даншин,
Завод особенно преобразился в те годы, когда директором стал Валерий Иванович Николаев. В несколько этапов была проведена реконструкция, сделали облицовку стен, покрыли крыши. В цехах установили газовое отопление. Теперь предприятие имеет совсем другое "лицо", для человека созданы достойные условия труда. Поэтому приходят сюда внуки и правнуки первых рабочих, ставших ветеранами, и продолжают славные династии.
Николай НЕДОСЕКИН, слесарь подвижного состава.
Маленькая часть большого завода
Бригада по ремонту ударных приборов, где занимаются ремонтом буферов, автосцепкой между вагонами, - одна из лучших не только в колесно-тележечном цехе, но и на заводе. Хотя у бригадира Валерия Паршукова хозяйство и небольшое, он по собственному опыту знает, какие качества лежат в основе успешного руководства. Во главу угла Валерий Михайлович ставит взаимопонимание и взаимовыручку. Отношения в его коллективе основываются на доверии. А если и возникают конфликтные ситуации, бригадир умеет находить правильное решение. - Трудовой путь Валерия Ивановича Николаева пролег через наш непростой цех, - говорит Валерий Паршунов. - И это доказывает, что для личности его масштаба нет ничего невыполнимого. Пример тому - наш реконструированный, развивающийся завод, новое оборудование, новые вагоны.
Из года в год коллектив завода осваивает новые виды вагонов. В арсенале предприятия - уникальные заказы Министерства путей сообщения: цирковые поезда для аттракционов Юрия Дурова и Сарвата Бегбуди, стационарные вагоны-холодильники для села, вагоны, используемые в чрезвычайных ситуациях. Завод изготовил вагон-храм для Московской патриархии, вагоны туристического поезда "Александр Невский".

Делают здесь и детские вагоны (на снимке). в которых предусмотрен максимум удобств для пассажиров с детьми.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|