 |
29.09.09
Имя в искусстве. Монолог кинодраматурга
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения нашего земляка, одного из самых видных отечественных сценаристов Евгения Иосифовича Габриловича Книга воспоминаний Габриловича «Четыре четверти» начинается так: "Мое вступление в жизнь свершилось на Староконной площади, в Воронеже, в доме, где помещалась аптека отца. Тут провел я младенческие годы. По воскресеньям и средам на Староконной площади бывали базары, и в эти дни торговля в аптеке шла бойко… Отлично запомнил я Дворянскую улицу, извозчиков, ломовых, памятник Петру Первому да грохот пожарных бочек по мостовой: пожары в Воронеже пылали почти беспрестанно... Я поступил в первый класс Воронежского реального училища и получил шинель с золотыми пуговицами, форменную фуражку. Помню всегдашние драки с гимназистами. И еще помню я зиму: огромный Семейный сад, каток и девочку-приготовишку. А вообще, мало что помню о родном городе, ибо семья моя вскоре перебралась в Москву. И когда уже взрослым я как-то приехал по командировке в Воронеж, то совсем не узнал его: тут не было ни пожарных, ни реалистов, ни Семейного сада, ни Дворянской улицы, ни юной приготовишки, падавшей то и дело на лед. Я бродил по родным местам, стараясь умилиться и потеплеть, но не теплел и не умилялся. Город стал лучше, но был не тот, подобно тому, как сделались лучше, но стали не теми сотни других городов России". Женя Габрилович вначале о литературном труде не помышлял, учился на юридическом факультете Московского университета. Но еще студентом, в 1922 году, опубликовал первый рассказ - и понял, что его призвание не в юриспруденции. В кино дебютировал поздно – в 1937 году, когда написал сценарий по своей повести "Тихий Бровкин" для фильма Ю.Райзмана "Последняя ночь". Уже на старте проявилась главная особенность его творчества - повышенное внимание к сложным человеческим судьбам, к внутреннему миру персонажей. Б.Метальников, выпускник сценарной мастерской Габриловича во ВГИКе, вспоминал: "Главное, чему нас учил Евгений Иосифович, это было убеждение, что нет маленьких, неинтересных людей, а есть просто маленькие мысли; нет неинтересных конфликтов, а есть только собственное неумение вглядеться в жизнь, увидеть в ней красоту, поэзию и значительность". Подтверждением этих слов служат фильмы Габриловича. Например, "Машенька", вышедшая на экраны в суровом 1942 году. Это трогательный кинорассказ о юных влюбленных, которые расстались из-за нелепой случайности и вновь встретились на одной из фронтовых дорог во время Финской войны. А началось все с того, что однажды ночью таксист Алеша подвозил Машу, работавшую на почте, и разговорился с пассажиркой. Ни до, ни после в нашем кино не было столь очаровательной актрисы, как Валентина Караваева. Больше мы ее на экране никогда не видели: после съемок она попала в автокатастрофу, повредила лицо. Режиссер "Машеньки" Ю.Райзман поставил по сценариям нашего земляка фильмы "Урок жизни", "Коммунист", "Твой современник", "Странная женщина". Габрилович писал сценарии для В.Пудовкина ("Возвращение Василия Бортникова"), Л.Лукова ("Два бойца"), М.Ромма ("Мечта", "Человек N 217", "Убийство на улице Данте"), С.Юткевича (киноновелла "Последняя осень", "Ленин в Польше", "Ленин в Париже") и для других кинематографистов, давно считающихся классиками кино. Постепенно успех неумолимо поднимал востребованного сценариста по лестнице, ведущей вверх. Но сам он, как бы заслоняясь от мощного света юпитеров, не стремился взойти на пьедестал, предпочитая более скромное место труженика искусства. Эта позиция позволила столько увидеть, познать, воплотить... Родившись в канун двадцатого столетия, Евгений Габрилович стал свидетелем и участником его бурных катаклизмов, героических драм и трагических парадоксов. Зоркая наблюдательность дала возможность запечатлеть на экране эпоху в ярких, точнейших деталях. Проникновенный, сопереживающий взгляд кинописателя высветил человека той эпохи - ею созданного и взращенного. К подлинной художественной правде он пробивался не только через внешние препоны, но и сквозь привычную самоцензуру. "Конечно, - признавался он позже, - я тоже обструган, но не обструганней прочих. В чем-то я все же остался самим собой, хотя меня долго вели под уздцы. Я прожил пристойно". Он не был обласкан сверху; звание заслуженного деятеля искусств получил лишь в год семидесятилетия, а Героем Социалистического Труда стал десятилетием позже. В 1982 году в одном из Домов творчества я набрался храбрости и представился Евгению Иосифовичу, что живу в его родном городе и что написал рецензию на фильм "Два капитана", поставленный по его сценарию. Евгений Иосифович вежливо заулыбался, пригласил к себе в номер. В беседе со мной, узнав, что я педагог, он заметил: - Бесспорно, фильмы должны учить. Но учить, а не поучать. Чтобы воспитывать сердечность, честность, фильм должен быть задушевным и гуманным. - Как "Машенька"? - И за эту картину, и за другие многие годы меня упрекали в "комнатности", камерности, узости кругозора. "Коробочный мир!" - писал обо мне один критик в конце тридцатых годов. А критик был строгий, и время не мягкое. "Жалкий мирок!" - эта едкая дефиниция долго тащилась за мной, как шлейф. Думается, потому, что в конце тридцатых годов я особенно пылко высказывался о том, что сколь бы широкомасштабен ни был фильм, каждый его герой должен иметь свой облик, свою историю жизни с радостями и неудачами. Только на склоне долгих лет жизни кинодраматург почувствовал настоящую свободу. В интервью по поводу своего 73-летия Евгений Габрилович признался: "Я прервал работу со сверстниками и в течение нескольких лет делил кинематографический хлеб с молодыми режиссерами. Меня привлек новый строй художественных восприятий, интересов, которые несет в себе молодое поколение". Пришло новое дыхание, новый прилив сил - фильмы "В огне брода нет", "Начало" Г.Панфилова, "Объяснение в любви" и "Монолог" И.Авербаха. В "Начале" нас всех покорила И.Чурикова, сыграв немного чудаковатую Пашу Строганову, в которой вдруг обнаружился необыкновенный талант, когда ее неожиданно пригласили на главную роль в фильме о Жанне Д”Арк. "Монолог" кинодраматург считал своим программным, итоговым произведением: "Если хотите, это мое представление о собственной жизни... В "Монологе" мне хотелось показать, как человек, проживший долгую, сложную жизнь, достигший определенного авторитета, ...оказывается беспомощным, не защищенным ни возрастом, ни опытом, ни мудростью перед самыми простыми житейскими вопросами". Евгений Иосифович Габрилович прожил 94 года. Писатель, внесший значительный вклад в киноискусство, успел получить специальный приз Союза кинематографистов "Ника" - за честь и достоинство в киноискусстве.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|