09.10.09
Начальник ЮВЖД Анатолий Володько: "Дорога с надеждой смотрит в будущее
В октябре 2003 года было образовано ОАО «Российские железные дороги». С тех пор железнодорожники отмечают эту дату как День компании. В текущем году свой корпоративный праздник работники "РЖД" встречают на заключительном этапе структурного реформирования отрасли. Какие изменения привнесли реформы в работу стальных магистралей? На эту тему мы беседуем с начальником Юго-Восточной железной дороги-филиала ОАО "РЖД" Анатолием ВОЛОДЬКО.
- Анатолий Иванович, за время, прошедшее с момента образования ОАО "РЖД", общество привыкло ассоциировать российские железные дороги с новой аббревиатурой и символикой, с реформами, которые происходят в железнодорожной отрасти. Однако до сих пор не у всех есть четкое понимание сути этих преобразований.
- На период создания ОАО "Российские железные дороги" в 2003 году многие действительно не понимали, зачем нужно такое глубокое реформирование отрасли. Казалось бы, к чему было что-то менять, если главная задача созданного акционерного общества, в принципе, осталась неизменной. Это обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках.
Однако нельзя не учитывать тот факт, что железнодорожники работали уже в другом обществе, с другим политическим строем и при других экономических законах. Само время заставило меняться и соответствовать рыночным правилам игры. Удовлетворять запросы развивающейся российской экономики при минимальной рентабельности в работе железнодорожного транспорта, критическом износе подвижного состава, при огромных потребностях в инвестиционных ресурсах стало очень проблематично.
Переход железнодорожного транспорта в новую организационно-правовую форму – это историческое событие, для достижения которого проделан непростой путь. Идеология структурного реформирования отрасли была заложена в "Основных направлениях развития железнодорожного транспорта", принятых на Всероссийском съезде железнодорожников в 1996 году и утвержденных Президентом России, а затем в Концепции и Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте 1998 и 2001 годах. Именно эти этапные документы стали отправной точкой дальнейшего эффективного развития железнодорожного транспорта в новом качестве - в виде мощной государственной корпорации с созданием конкурентной среды в сфере перевозок и других видах деятельности. В основе этих преобразований заложен ключевой принцип: "Реформа для общества и экономики страны".
- А какие изменения в свете реформ произошли за минувшие годы конкретно на Юго-Восточной железной дороге?
- Шесть лет железная дорога работает, строит свои деловые контакты, развивает партнерские взаимоотношения на качественно новом уровне: не как составляющая железнодорожного ведомства, а как филиал ОАО "РЖД". Первые шаги магистрали в новом статусе были связаны с рядом обусловленных действий. Прежде всего, в рамках реформирования, на дороге была внедрена новая система финансирования и бюджетирования, что позволило повысить "прозрачность" финансовых и материальных потоков, совершенствовать управленческий механизм через систему контрольных показателей, наконец, экономически заинтересовать железнодорожников в улучшении результатов своей работы.
Было утверждено положение о Юго-Восточной железной дороге - филиале ОАО "РЖД, о его структурных подразделениях. Произведена полная инвентаризация имущества, разработаны системы банковских счетов.
Наверное, этот организационный период можно считать одним из наиболее сложных. Начинать всегда трудно, особенно, когда идешь по неизведанному пути. Перед дорогой была поставлена цель в короткие сроки не только освоить новые организационные и финансовые механизмы управления, но и оптимизировать ее работу в рыночных условиях. Несмотря на все сложности переходного периода, результаты деятельности магистрали характеризовались устойчивой динамикой производственных и финансовых показателей. На период создания ОАО "РЖД" дорога трижды становилась победителем отраслевого соревнования, в том числе и по итогам всего 2003 года.
Согласно требованиям структурной реформы железнодорожного транспорта, для снижения непроизводственных издержек из сферы деятельности дороги в 2004-2005 годы были выведены и переданы в муниципальную собственность объекты социально-бытового и другого назначения, кроме специализированных. В частности, на баланс органов местного самоуправления только жилья магистраль предала свыше одного миллиона квадратных метров.
В составе ЮВЖД сохранились лишь те объекты социальной сферы, которые непосредственно обеспечивают работу железнодорожников или находятся в районах, где железнодорожные предприятия являются градообразующими.
- В настоящее время на железной дороге идет активный процесс вывода из ее структуры целого ряда подразделений, образования дирекций и других представительств филиалов и дочерних предприятий ОАО "РЖД". Какова цель такой реструктуризации?
- Все процессы реформирования, которые происходят как на нашей, так и на других железных дорогах - филиалах ОАО "РЖД", идут в соответствии с утвержденной Стратегической программой развития компании. Согласно этому главному документу, к 2010 году ОАО "РЖД" должно представлять собой вертикально интегрированную транспортную компанию с холдинговой структурой и дочерними предприятиями, предоставляющую услуги по перевозке грузов и пользованию инфраструктурой, включая предоставление услуг локомотивной тяги, то есть выполняющую функции перевозчика.
Из 14 важнейших групп активов и видов деятельности, которые на момент создания компании были в структуре дороги, более половины частично или полностью сегодня выводятся на свободный рынок путем выделения в филиалы или дочерние акционерные общества ОАО "РЖД", осуществляющие отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте. Это пассажирские перевозки в дальнем следовании, отдельные специализированные грузовые перевозки, перевозки пассажиров в пригородном сообщении, услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей, а также иные виды деятельности, не связанные с перевозками. Реорганизация нацелена на развитие конкуренции с другими независимыми участниками транспортного рынка, а также на сформирование дополнительных источников инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры.
Хроника событий 2003 год 1 октября начало свою хозяйственную деятельность ОАО "Российские железные дороги". Отправился в первый рейс межобластной электропоезд "Русь". Введен в эксплуатацию новый электропоезд "Черноземье" сообщением Воронеж - Россошь. 2004 год Построено здание дома отдыха локомотивных бригад в локомотивном депо Россошь. Введен в обращение пассажирский поезд повышенной комфортности сообщением Воронеж - Курск. В вагонном депо Воронеж открыт новый цех единой технической ревизии пассажирских вагонов. 2005 год Начался первый этап монетизации льгот на железнодорожном транспорте. На ЮВЖД построен первый на сети дорог России бытовой поезд для нужд путейцев. 2006 год Открыт памятник железнодорожникам в г. Лиски. Введена в эксплуатацию новая высокотехнологичная линия по сборке рельсо-шпальной решетки со скреплением АРС-6 на заводе "Спецжелезобетон". Внедрена автоматизированная система оплаты, контроля и учета проезда (АСОКУПЭ) в пригородном сообщении. Введен в обращение новый пассажирский поезд N 265 Тамбов - Воронеж - Кисловодск. Юго-Восточной магистрали исполнилось 140 лет |
В последние два - три года на дороге "получили прописку" ряд региональных дирекций: по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении, по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, по ремонту пути, по ремонту тягового подвижного состава, по ремонту грузовых вагонов, дирекции связи, железнодорожных вокзалов и другие.
В июле 2006 года, к примеру, начала свою самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность Федеральная пассажирская дирекция (ФПД) - филиал ОАО "РЖД". На ЮВЖД одновременно была создана Юго-Восточная региональная Дирекция по управлению пассажирскими перевозками в дальнем следовании.
А 27 августа 2008 года правление ОАО "РЖД" одобрило "Проект концепции создания пассажирской компании - дочернего общества ОАО "РЖД" по предоставлению услуг пассажирских перевозок в дальнем следовании". Намечено, что такая компания будет создана в 2010 году на базе имущества Федеральной пассажирской дирекции. ФПК сосредоточит в себе дальние перевозки, питание в пути, багажные и почтовые услуги, ремонт подвижного состава. Насколько мне известно, планируется передать компании весь парк пассажирских вагонов, вагоноремонтные депо, управленческие и административные здания и сооружения, кассы и терминалы в крупнейших вокзалах и точках продаж.
- Анатолий Иванович, из ваших ответов следует, что дорога все эти годы активно перестраивалась. А в перестроечный период, как известно, сложно осуществлять какие-то важные проекты. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Структурное реформирование отрасли только ускорило процесс коренного технического и технологического перевооружения железных дорог. Требования ко всем, кто работает в ОАО "РЖД", возросли многократно. Создание и развитие нашей компании в условиях существования реального конкурентного рынка железнодорожных перевозок объективно подвело железнодорожников к необходимости новых решений и качественного прорыва, поиску ресурсов повышения рентабельности бизнеса.
Многое изменилось в лучшую сторону и на нашей дороге за годы ее работы в компании "РЖД". За счет освоения инвестиций, внедрения новых технических средств, ресурсосберегающих технологий, совершенствования эксплуатационной работы до наступления мирового экономического кризиса постоянно наращивались объемы перевозок, повышались качественные показатели использования подвижного состава.
Все предыдущие годы на Юго-Восточной наиболее активно развивались такие приоритетные направления, как организация скоростного движения пассажирских поездов, тяжеловесного движения грузовых составов, совершенствование технологии работы железнодорожных узлов.
На протяжении ряда лет руководством компании, совместно с научно-исследовательскими институтами, рассматривались различные варианты организации скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог. Была утверждена Программа развития скоростного и высокоскоростного движения на сети российских железных дорог на перспективу до 2020 года, в которой, в частности, предусматривалась организация скоростного движения на направлении Москва - Рязань - Воронеж, а в границах Юго-Восточной магистрали - Ряжск - Воронеж.
Для реализации этой программы все последние годы мы вкладывали значительные инвестиции в развитие путевого хозяйства на протяжении всего хода Ряжск - Чертково. На этом направлении разработаны и внедрены системы диспетчерского контроля и ведения графика движения поездов в автоматизированном режиме, произведена модернизация устройств и приборов безопасности ДИСК, ПОНАБ на КТСМ, реконструкция посадочных платформ и другое.
В результате существующая инфраструктура на направлении Ряжск - Чертково, рассчитанная на смешанное грузо-пассажирское движение, сегодня обеспечивает реализацию скоростей на участке Ряжск- Воронеж - 120 километров в час, на участке Воронеж - Чертково - 100 километров в час.
Дальнейшее увеличение скоростей движения сдерживается наличием большого количества кривых малого и среднего радиуса, пересечений в одном уровне с автомобильными дорогами, нерегулируемых переездов, а также развитием станций Кочетовка, Мичуринск Воронежский, Грязи Воронежские, Отрожка.
В своих границах дорога выдержала самую главную проверку, связанную с жестким графиком прохождения скоростного поезда 101/102 "Москва-Адлер": мы в этот график укладываемся.
В целях оптимизации движения и для повышения пропускной способности на важных направлениях все эти годы магистраль направляла колоссальные инвестиционные средства на реконструкцию и модернизацию путей, станций, создание условий для строительства подъездных путей к новым месторождениям, терминалам.
Для обеспечения пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов на ряде станций были проведены работы по удлинению главных и приемоотправочных путей. На некоторых из них, стратегически важных для дороги, таких, как Кочетовка, Казинка, Валуйки, Старый Оскол, Лиски, мы провели масштабную реконструкцию и техническое перевооружение. На станции Лиски, например, механизация сортировочной горки позволила значительно сократить простой транзитных вагонов, связанных с их переработкой на станции. При этом снизились эксплуатационные затраты, освободится персонал, занятый на сортировке вагонов.
В целях обеспечения безопасности движения полностью выполнена программа по оборудованию двухпутных участков постоянной автоматической блокировкой.
В 2008 году, в рамках инвестиционной программы ОАО "РЖД", в локомотивном депо Лиски был открыт цех среднего ремонта, оснащенный самым высокотехнологичным оборудованием, способствующим максимально высокому уровню диагностики и ремонта локомотивов. Здесь же, на станции Лиски, в 2008 году был принят в эксплуатацию цех дефектоскопии, осуществляющий контроль за состоянием бесстыкового пути с использованием новейших электронных технологий.
В течение последних лет дороге, в тесном взаимодействии с администрациями областей обслуживания, во многом удалось повысить свой имидж и качество предоставляемых услуг по перевозкам и сервисному обслуживанию в пассажирском движении. В настоящее время мы эксплуатируем пять фирменных поездов, следующих в Москву из четырех областных центров и города Старый Оскол. Подвижной состав в пригородном сообщении пополнился новыми электричками, электропоездами повышенной комфортности. После реконструкции преобразился облик вокзалов на станциях Оборона, Старый Оскол, Липецк, Грязи, Елец.
Приведенные примеры - это лишь часть той огромной работы, которую дорога провела по развитию инфраструктуры и своему техническому переоснащению уже в составе ОАО "РЖД".
- Начало партнерских договорных отношений между железной дорогой и субъектами Российской Федерации было положено еще при МПС, в 1995 году. Насколько успешно строились эти контакты, в частности, с Воронежской областью, после создания ОАО "РЖД"?
- В настоящее время партнерство Юго-Восточной железной дороги и администрации Воронежской области строится на основе Генерального соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в сфере железнодорожного транспорта, подписанного регионом 17 февраля 2005 года.
Будучи уже в составе ОАО "РЖД", Юго-Восточная магистраль активно наращивала свой вклад и в экономику региона, являясь одним из крупнейших его налогоплательщиков: только в минувшем году в консолидированный бюджет Воронежской области дорогой было внесено 1435,1 млн. рублей налоговых платежей.
В свою очередь за годы сотрудничества администрация области приняла долевое участие в приобретении трех современных электропоездов, что поспособствовало открытию скоростных маршрутов на направлениях Воронеж - Россошь, Воронеж - Рязань, Воронеж - Валуйки. А в годовщину празднования 70-летия Воронежской и Курской областей комфортабельный поезд впервые связал их областные центры железнодорожным маршрутом.
Благодаря сотрудничеству с областной администрацией, в 2007 году очень важный для железной дороги инвестиционный проект "Расширение и реконструкция Воронежской опытной механизированной дистанции пути (ОПЧМ-2)" был включен в программу экономического и социального развития Воронежской области на 2007-2011 годы. Это позволит дороге при определенных условиях претендовать на получение налоговых льгот.
Показателен и тот факт, что именно Воронежская область, с целью создания необходимой законодательной базы, регламентирующей вопросы организации пригородных железнодорожных перевозок на своей территории, первая среди регионов Центрального Черноземья, приняла Закон "Об организации транспортного обслуживания населения".
С момента своего образования ОАО "РЖД" заявило о себе как о социально ответственной компании. В течение последних пяти лет его филиалу - Юго-Восточной железной дороге - в тесном взаимодействии с руководством области во многом удалось повысить свой имидж и качество услуг, предлагаемых населению. Жители Воронежской области не раз имели возможность убедиться, что реформа отрасли не отменила сложившихся традиций, не ослабила, а, наоборот ,укрепила социальную политику магистрали в регионах.
Только в 2008 году на капитальный ремонт пассажирского комплекса по Воронежской области было выделено и освоено свыше 160 миллионов рублей. За счет этих средств отремонтировано около 100 объектов пассажирского хозяйства.
20 июня текущего года состоялась наша встреча с губернатором Воронежской области Алексеем Васильевичем Гордеевым. Были рассмотрены вопросы организации на территории области железнодорожных перевозок пассажиров, в том числе строительства вокзала "Воронеж-3", пункта технического обслуживания электропоездов на 240-м километре, а также транспортно-логистического центра на станции Придача.
В ходе этой встречи было принято решение подготовить в адрес Правительства РФ обращение о выделении региону дополнительных субсидий из федерального бюджета для решения проблемы возмещения потерь доходов железнодорожников от регулирования тарифов в пригородном движении. 16 октября такое письмо было направлено в адрес министра регионального развития РФ В.Ф. Басаргина.
В настоящее время мы согласовали с Правительством Воронежской области объемы необходимой пассажирской работы в пригородном сообщении по территории региона на 2010 год. На последнем заседании рабочей группы, состоявшемся 27 сентября, было принято решение предусмотреть в качестве бюджетной заявки на 2010 год средства в сумме 235 млн. рублей для возмещения дороге половины потерь доходов от регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки.
- Весной многие СМИ писали о подготовке к созданию Центрально-черноземной пригородной компании. Как сейчас развивается этот процесс, и каково участие в нем Воронежской области?
- Хочу отметить, что Правительство Воронежской области первым среди соседних регионов откликнулось на предложение дороги создать на полигоне магистрали Центрально-Черноземную пригородную компанию.
Вопрос создания совместного предприятия по перевозке пассажиров в пригородном сообщении в форме акционерного общества был предварительно согласован с администрацией Воронежской области еще в 2003 году.. Однако окончательное решение по этому поводу стороны тогда так и приняли.
В марте текущего года дорога утвердила план-график мероприятий по подготовке бизнес-плана создаваемой Центрально-Черноземной пригородной компании, в соответствии с которым мы направили обращение к губернатору Воронежской области с предложением участия, а также краткое экономическое обоснование и концепцию создания ЦЧПК.
Затем была образована совместная рабочая группа по сокращению убыточности от пригородных пассажирских перевозок и созданию пригородной компании.
После рассмотрения представленных дорогой предварительных материалов от губернатора Воронежской области А.В.Гордеева 9 июля текущего года было получено письмо о согласии Правительства региона участвовать в создании компании.
Дорожной дирекцией по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении совместно с Воронежским филиалом МИИТа уже разработан бизнес-план создания ОАО "Центрально-Черноземная пригородная пассажирская компания", который в настоящее время проходит согласование в соответствующих департаментах ОАО "РЖД".
Что планируется? Разработанным проектом бизнес-плана предусмотрено, что в состав учредителей создаваемой пригородной компании войдут ОАО "РЖД", а также уполномоченные органы от правительств Воронежской и Белгородской областей, а также администраций Липецкой и Тамбовской областей. Как правило, при создании ППК ими выступают областные комитеты управления государственным имуществом.
Таким образом, через своих представителей в совете директоров органы власти перечисленных областей в качестве акционеров ОАО "ЦЧПК" получат возможность непосредственно влиять на качество обеспечения населения транспортными услугами.
- Анатолий Иванович, мировой финансовый кризис спутал планы и подкосил многие, даже очень мощные, компании и корпорации. Как ваша дорога, представляющая здесь, в регионах Центрального Черноземья, ОАО "РЖД", справляется с этим испытанием?
- Финансовый кризис, охвативший экономику в конце прошлого года, резко усложнил условия, в которых работает магистраль. Достаточно сказать, что погрузка грузов всеми грузоотправителями в регионе дороги в январе упала до уровня примерно 1997 года и составляла всего 60% к соответствующему периоду 2008 года. На этот год объем ее изначально прогнозировался с падением более чем на 15%.
Многие другие компании в этой ситуации начали резкое сокращение штата сотрудников с соответствующим их увольнением. ОАО "Российские железные дороги" не раз заявляло о себе как о социально-ориентированном акционерном обществе. Принципиальное значение имеет и тот факт, что 100% его акций принадлежит государству. Поэтому руководством было принято решение найти другие пути решения возникающих проблем. Они были тщательно продуманы, и соответствующие установки доведены до всех железных дорог, включая нашу.
Нами был разработан целый комплекс организационных и технических мероприятий по сокращению эксплуатационных расходов. Их реализация позволила ожидать по итогам девяти месяцев снижение затрат до величины примерно 71% к прошлогодним, что выше, чем снижение объемов перевозок. То есть сами перевозки нам удалось сделать менее затратными.
При этом было сделано все возможное для изыскания и привлечения дополнительных грузов. В результате в августе объем погрузки вырос до уровня 92% от соответствующего периода 2008 года.
Хроника событий 2007 год Внедрена первая на сети дорог автоматизированная система светодиодного освещения и оповещения для пассажирских платформ в пригородном сообщении на ст. Воронеж-1. Произведена реконструкция и оборудование турникетами станций и остановочных площадок Лискинского отделения ЮВЖД. Состоялась презентация нового корпоративного стиля ОАО "РЖД". Открыт новый учебный корпус по обучению локомотивных бригад на базе Воронежской дортехшколы. Открыт лучший в г.Воронеже детский сад N 100 ОАО "РЖД" 2008 год Открыт цех дефектоскопии на ст. Лиски, принципиально меняющий условия диагностики путевого комплекса. В г.Воронеже состоялась IV Ассамблея начальников железных дорог. Сдан в эксплуатацию новый цех среднего ремонта электровозов в локомотивном депо Лиски. Завершилось техническое перевооружение и реконструкция ст. Лиски. 2009 год Введен в обращение новый пассажирский поезд сообщением Воронеж - Одесса. Завершилось строительство пешеходного тоннеля вокзального комплекса на ст. Лиски. |
Конечно, ключевую роль в этом сыграл фактор некоторого оживления экономики региона. Но и железнодорожники не жалеют сил для обеспечения нашей восстанавливающейся экономики качественным транспортным обслуживанием.
Это стало возможным, в первую очередь, в связи с тем, что в самые критические месяцы было принято, как теперь оказалось, абсолютно верное решение не проводить серьезного сокращения штата, сберечь основной костяк работников. С этой целью руководители дороги всех уровней вышли на прямой диалог с трудовым коллективом, организуя массовые встречи в подразделениях. На них объяснялась ситуация, собирались предложения.
Было выработано решение о временной приостановке приема новых сотрудников и снижения численности за счет естественного оттока. Такого, как увольнение на пенсию, по состоянию здоровья.
Но вместе с тем даже в этих условиях мы приняли на работу всех своих бывших сотрудников: молодых ребят, возвратившихся после прохождения срочной службы из армии, выпускников, которые по направлению дороги учились в средних и высших учебных заведениях.
Магистраль сохранила практически все социальные гарантии для женщин, детей, молодежи, закрепленные нашим Коллективным договором и установленные сверх предусмотренных законодательством.
Думаю, что именно эта выверенная, четко продуманная социальная политика компании "РЖД" в условиях финансового кризиса, которую мы реализуем на своей дороге, позволила сохранить спокойную, деловую обстановку в более чем 46-тысячном коллективе, настрой работников на выполнение стоящих перед нами задач.
Сегодня магистраль выполняет все качественные показатели доведенного до нее антикризисного плана этого года.
Мы будем стремиться наращивать объемы отправления грузов и очень рассчитываем на то, что наметившиеся положительные тенденции в экономике Центрального Черноземья, экономике России получат свое дальнейшее развитие.
Удлиняя пути, дорога повышает пропускную способность станций.
>Юго-Восточная железная дорога с надеждой смотрит в будущее - готова обеспечить выполнение всего намеченного, сохранить достигнутое и впредь вносить достойный вклад в достижение благополучия и процветания компании "Российские железные дороги" и страны в целом.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012