13.11.09
Цирк. Кольца его славы
Наш земляк Николай Герасимов - единственный в мире из цирковых артистов, кто жонглирует восемью булавами и одиннадцатью кольцами без вспомогательных на то приспособлений
Можете сами сосчитать, сколько колец бросает Николай Герасимов.
Фото Константина Толоконникова.
В шесть лет, в детском саду, когда его спрашивали, кем он хочет стать, Коля, не задумываясь, отвечал: "Как папа - жонглером".
В шестнадцать к нему пришло международное признание.
Нет, они с отцом и младшей сестренкой Юлей, конечно, были в курсе того, что в начале октября 1996 года в Москве, на Красной площади, запланирован Первый всемирный фестиваль-конкурс циркового искусства. Даже слышали, что в столицу шестнадцать грузовиков доставили из Италии изготовленное известной фирмой "Тоньи" гигантских размеров шапито и за считанные дни успели натянуть три шатра: зрительское фойе, для репетиций и основной - на три тысячи мест.
- На тот момент мы находились дома, в отпуске. Весь реквизит у нас остался в городе предыдущих гастролей, - вспоминает родоначальник династии Герасимов-старший. - И вдруг звонок: "Срочно собирайтесь в Москву! Будете выступать в конкурсной программе Первого всемирного циркового фестиваля". Я попытался было заикнуться и возразить, что у нас и реквизита нет с собой, и костюмы где-то... В общем, как-то собрались - и успели-таки к началу фестиваля.
Конечно, размах зрелища их просто ошеломил. Тогда 5 октября приходилось на субботу. Прямо от гостиницы "Москва" отправился праздничный кортеж: кареты, запряженные парами цирковых лошадей, маленькие вагончики, в которых, смеясь и балагуря, расположились солидные господа - члены международного жюри фестиваля во главе с тогдашней руководительницей "Росгосцирка" Людмилой Яировой.
Короновали и "Королеву цирка", которой безоговорочно признали великую русскую дрессировщицу Ирину Бугримову.
- Это было похоже на настоящую сказку, - говорит Николай Герасимов. - Представьте себе на Красной площади тринадцать огромных павильонов, которые наглядно показывали, что цирковое искусство существовало во все времена и во всем мире. Тут вам и египетские пирамиды, и бухарские мечети, и китайские пагоды, и Древняя Греция, и Рим, и Версаль, и, конечно, русский терем. У каждого павильона - арена, где и выступали артисты в конкурсных программах.
Была и еще одна программа, названная "Золото русского цирка", в которой собрались самые титулованные и именитые на ту пору артисты. Оказался среди них и жонглер Сергей Игнатов, тот самый, народный артист России, который за восемнадцать лет до всемирного циркового фестиваля первым в мире жонглировал одиннадцатью кольцами.
- Выходит, что всего двум жонглерам в мире подвластны одиннадцать колец? - удивленно спрашиваю Николая Герасимова. - Вот и в цирковой энциклопедии есть фото, где Игнатов ловит одиннадцать колец.
- Да, это так - отвечает он. - Но, правда, есть одна особенность: у Игнатова на брюках прикреплены с двух сторон приспособления, которые так и называются - "карманы". На них-то он и вешал два кольца, потому что все одиннадцать в руках никак не удержать. У меня таких приспособлений нет. Я умудряюсь держать и выпускать из рук вверх все одиннадцать колец. Никто ни до меня, ни после пока такое не смог повторить.
Я не поленился и нашел в энциклопедии фотографию, где у жонглера Игнатова есть то самое приспособление - "карманы" для колец.
Герасимов-младший - скромняга, никогда и ни перед кем не бахвалится. В том, как он рассказывал о своем трюке-достижении, о его особенностях, не было ни на грош никакого самолюбования или возвеличивания: вот, дескать, какой я! Просто и буднично все рассказал: с малых лет тренировался под постоянной опекой отца, да и сам хотел чего-то добиться - вот потому и сбивал руки в кровь.
- Покажи ладони... - попросил я Николая.
Он протянул мне обе руки: пальцы - тонкие и длинные, как у музыканта, только, в отличие от пианиста, все в шрамах и мозолях. Ничего не скажешь - руки работяги.
- Честно говоря, мы ни на что не рассчитывали тогда, на Всемирном цирковом фестивале, - продолжает свой рассказ Герасимов-старший. - Тем более - на победу. Сказали нам выступить, вот мы и выступили...
На деле же оказалось, что их номер "Учитель и ученик", поставленный режиссером Ростовского молодежного центра циркового искусства Владленом Левшиным, удостоился "Серебряного медведя".
...Сначала на арене появляется совсем юный жонглер (ученик) и под опекой взрослого (учитель) начинает делать первые робкие шаги в профессии. То получаются у него трюки, то нет. Но понемногу его трюки становятся все сложнее и сложнее. На мгновение гаснет свет - и тут же в свете софитов перед публикой предстает уже взрослый юноша, который работает на арене как настоящий профессионал.
- Я исполнял роль Учителя (и по жизни отец для Николая и Юлии - учитель во всем. - В.С.), - рассказывает Николай Павлович. - Юля - она у нас младшенькая - ученика в раннем детстве. Коля, соответственно, уже юноша, которому многое подвластно в жонглировании.
И эта фабула, заложенная в девятиминутном сюжете их выступления, стала вещей: высшую награду - "Серебряного медведя" - в Москве они получили.
Вообще, тогда российские артисты одержали безоговорочную победу: шесть из десяти "Медведей"-призов получили наши соотечественники (один из них, как вы понимаете, уехал в Воронеж), два отправились в Китай, по одному - в Украину и Узбекистан.
Уже под занавес фестиваля устроили салют, под который над Красной площадью и звучали имена победителей Всемирного циркового конкурса. И среди них - имена воронежцев Герасимовых.
На следующий год было участие жонглеров Герасимовых в международных цирковых конкурсах в Париже и Риме, где наши земляки получили бронзовую и золотую медали. Тогда же Николай Герасимов-младший был признан "Артистом года Российского цирка".
Жонглеры Юлия, Николай Павлович и Николай Герасимовы
на репетиции в Воронежском цирке. Фото Константина Толоконникова.
У отца Николая и Юлии, Николая Павловича, я все допытывался: откуда это у него, родившегося в семье, далекой от циркового искусства, такое страстное увлечение цирком? На что он только неопределенно пожимал плечами и отвечал: "Я и сам не знаю... Просто с юных лет было такое страстное желание - хочу выступать на арене, - и все тут. И не кем-нибудь, а именно жонглером".
...На летние каникулы Коля приезжал к бабушке в Грибановский район. Вот раздолье было!..
- Тогда жива была еще и моя прабабушка Дарья, - вспоминает Герасимов-старший. - Век ей достался трудный и долгий - более 90 лет. Бегал я с деревенскими мальчишками на речку, купался и удил рыбу, пил вдоволь парное молоко прямо из-под коровы. Под утро просыпался оттого, что в саду гулко падали яблоки, и пастух через все село гнал стадо коров.
Яблоками Коля мог и жонглировать, откусывая по кусочку с разных сторон. Ну впрямь, как в знаменитой репризе всемирно известного клоуна Олега Попова.
Повезло Герасимову-старшему еще в том, что в молодости он встретился с двумя, как принято говорить, знаковыми фигурами в мировом и отечественном жонглировании: Эдуардом Абертом и Александром Киссом. Первый памятен незабываемой соло-работой. Он жонглировал десятью кольцами, шестью булавами, пять булав летели у него из-за спины. Жонглировал всегда темпераментно, виртуозно, с такой самоотдачей, что дух захватывало. Только вот очень рано ушел из жизни.
А под руководством народного артиста РСФСР Александра Николаевича Кисса Герасимову-старшему повезло даже работать.
- У Кисса я многому научился, когда мы готовили, а потом сдавали, в Ленинградском цирке программу "Руслан и Людмила", - рассказывает Николай Павлович. - Он не уставал повторять: "Наша работа, как никакая, не терпит рутины. Придумывай, изобретай, удивляй публику. Тогда ты и состоишься!" Сам Кисс мог, стоя на катушке, балансировать на голове с шестом и при этом жонглировать восемью кольцами. Под стать ему в профессии была и его сестра Виолетта.
Удивительное совпадение: они с фееричным успехом сдали премьеру "Руслана и Людмилы", а назавтра родился у Герасимовых первенец - Николай. Во время же недавних гастролей в Воронеже - программа "Экстрим-цирк" удачная, прочно сплоченная по жанровому разнообразию и профессиональному мастерству артистов - 22 октября Николаю исполнилось тридцать лет.
На следующий день он забежал на минуту в редакцию "Коммуны": забрать снимки, на которых наш фотокор умудрился-таки схватить тот миг, когда у Николая в воздухе повисают все одиннадцать колец.
Он был уставший, взмыленный, озабоченный завтрашним отъездом на гастроли в Нижний Тагил.
И так девять раз в году они меняют города.
- Когда теперь появитесь в Воронеже? - спросил напоследок Николая.
Он неопределенно пожал плечами.
- Теперь, наверное, в следующий отпуск. Или, если повезет, на гастроли приедем с новой программой. В Воронежском цирке мне лучше всего репетируется. Фойе такое светлое и высокое, что, кажется, кольца сами летят вверх...
Автор: Виктор Силин.
Источник: "Коммуна", N 167 (25401), 13.11.09г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012