 |
08.12.09
Имя в искусстве. Литературная арена клоуна
Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося циркового артиста Анатолия Дурова
Искусство цирковой клоунады мимолетно. Давно нет современников, видевших выступления Анатолия Дурова на арене; погибли фильмы, запечатлевшие его работу в немом кинематографе; разрушены постройки его удивительной усадьбы. Но сохранилось его живое слово, опубликованное на страницах дореволюционной печати.
Первая публикация литературных произведений А.Л.Дурова состоялась в журнале "Исторический вестник". В 1893 году в редакционной статье значилось: "Помещая воспоминания известного и, как он называет себя, "оригинального русского соло-клоуна" Анатолия Леонидовича Дурова, считаем нелишним предпослать им несколько строк. Дворянин по рождению, воспитанник кадетского корпуса, обеспеченный в материальном отношении, покровительствуемый лицеем, имевшим связи и положение в обществе, Дуров пожертвовал всем этим из непреодолимой страсти к цирку и добровольно променял жизнь спокойную и обеспеченную на жизнь, полную лишений, тяжелого труда и унижений. Несмотря на то, что первые шаги его на оригинальном поприще клоуна встретили самую неблагоприятную обстановку и всевозможные препятствия, он терпеливо перенес все испытания и горькие разочарования и, не унывая, упорно стремился к цели, которой наконец и достиг, сделавшись в своем роде известностью не только в России, но и за границей". "Воспоминания" А.Л.Дурова охватывают почти четвертьвековой период его жизни, начиная с детских лет. И заканчиваются они 1892 годом, временем пребывания во Франции. Они дают полное представление о том, каким путем дворянский отпрыск, несмотря на, казалось бы, непреодолимые препятствия, попал в вожделенный цирковой мир. Это и балаганы, где Дурову впервые пришлось выступать, и цирки А.Саламонского, Ж.Шумана, гастроли за границей - во Франции, Германии, Испании, Японии. Бесспорно, это ценный источник для изучения жизни А.Л.Дурова. Однако в то же время к ним следует относиться в известной степени с осторожностью, так как в ходе повествования случается иногда сознательное нагнетание мелодраматизма, и в то же время о некоторых обстоятельствах собственной жизни автор умалчивает. В конце ноября - начале декабря 1914 года воронежская типография В.Д.Колесникова издала книгу А.Л.Дурова "В жизни и на арене". Это название есть только на обложке, а титул - отсутствует. Поэтому иногда книгу называют по-другому: "Анатолий Леонидович Дуров". В ее содержании есть воспоминания из "Исторического вестника", автобиографические рассказы, текст лекции "О смехе и жрецах смеха", газетные рецензии на его выступления, очерк С.Скитальца о Дурове, рассказ о его воронежском доме и музее, путевой альбом с отзывами о встречах с ним его современников. Большая часть материалов, включенных в это издание, уже была ранее опубликована на страницах русской печати. Дуров дружил со многими литераторами и издателями своего времени: В.А.Гиляровским, В.М.Дорошевичем, Н.Н.Соедовым, С.М.Чериковером. Часто бывал в редакциях газет, где они работали. Его первая публикация состоялась не без участия Александры Ивановны Соколовой - матери В.М.Дорошевича, писавшей в "Исторических записках" под псевдонимом "Синее домино". Случались и курьезы. Так, посещение Анатолием Леонидовичем Дуровым газеты "Московский листок" в 1886 году закончилось ссорой с сыном редактора Н.И.Пастухова, которую тут же описал еженедельный сатирический журнал "Будильник", поместив на обложке карикатуру. "К А.Л.Дурову подходит некий господин и спрашивает: "Правда ли, господин Дуров, что клоуну нужно иметь глупое лицо?" "Конечно, - отвечает Дуров, - если бы у меня было такое же лицо, как у вас, я получал бы в два раза больше жалованья". "Будильник" около полувека веселил Москву. Основателем его был художник и писатель А.П.Сухов. В.А.Гиляровский также сотрудничал с этим журналом. Он вспоминал: "Я застал "Будильник" во время его расцвета. Издательницей была Л.Н.Уткина, а редактором Н.П.Кичеев. Серьезная беллетристика, лирические стихотворения, юмористика и сатира, насколько они были возможны после 1 марта 1881 года, чередовались в журнале". Бывал А.Л.Дуров и в "Русском слове", где Дорошевич был редактором, а Гиляровский - репортером. Материалы о выступлениях А.Л.Дурова попадали и на страницы юмористического журнала "Развлечение". В 1884-1985 годах в "Развлечениях" печатал много рассказов А.П.Чехов, стихов - поэт А.Н.Плещеев, пьес - драматург В.И.Немирович-Данченко. Затем "Развлечения" продали Николаю Николаевичу Соедову, агенту по продаже и залогу домов при Московском кредитном банке. Н.Н.Соедов, имевший в Москве обширные знакомства, друживший с литераторами и артистами, хлебосол и душа общества, оказался талантливым издателем. В 1906 году Н.Н.Соедов написал акростих А.Л.Дурову: Для кого теперь слагают Ловко так куплеты Я и все поэты; Даже женщины читают Утром все газеты, Рано встав с постели, Ох, уж не без цели Вот ответ и нужно знать; А нетрудно угадать. Имя А.Л.Дурова часто мелькало на страницах таких изданий, как "Артистический мир", "Биржевые ведомости", "Варьете и цирк", "Вестник кинематографии", "Вечернее время", "Вечерние известия", "Вятская речь", "Граммофон", "Геркулес", "Дивертисмент"... Примечательна и статья С.М.Чериковера "Памяти А.Л.Дурова", появившаяся на страницах "Воронежского телеграфа" 20 января 1916 года: "Кто-то сказал, что великий артист умирает тогда, когда умирает последний из его зрителей. Дуров не только не умрет тогда, когда умрет последний из видевших и знавших его, - а знала его вся Россия, - но умрем мы, его современники, внуки и правнуки наши будут еще долго передавать чудеса о дуровской свинье, его чудесной собачке и дуровские остроты. Дуров сумел поднять жалкое амплуа циркового клоуна до амплуа артиста и заставил уважать в своем лице артиста-клоуна. Это был виртуоз, один из немногих людей, сумевших найти чуть ли не с детства свое истинное призвание. Направь он свои богатые способности на другой путь, - из него, может быть, ничего бы не вышло. Отличительной чертой Дурова была находчивость, нешаблонное остроумие и особенная чуткость к злобе дня. Дуров умел производить на всех, с кем встречался, чарующее впечатление, его радушие и гостеприимство знакомо многим воронежцам. Это была широкая, размашистая русская натура. На посетителей своего музея он смотрел как на своих гостей и старался всячески угодить им. Всем экскурсантам вход в музей был всегда бесплатным, но, кроме того, он часто угощал экскурсантов, поил их чаем и т.п. Дуров был талантливым художником-декоратором; буквально из ничего, из всякого хлама, он создавал прекрасные вещи. Стоит вспомнить дуровский грот, его фонтаны. Некоторые из его картин, нарисованные на стекле, поражали своей красотой. В частной жизни, как и на сцене, Дуров всегда был оригинален и часто поражал неожиданностями..."
Автор: Ирина Бойкова. Источник: "Коммуна", N 182 (25416), 08.12.09г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|