23.12.09
Мы и дорога. Игры в прятки...
...или Размышления автолюбителя, вынужденного почти ежедневно нарушать Правила дорожного движения
Нынче одни люди на дорогах делают вид, что следят за порядком на них. Другие -что соблюдают этот порядок
В марте 1973 года, когда мне исполнилось 18 лет, я получил водительское удостоверение. Тогда, как вы помните, была совсем другая обстановка на улицах Воронежа. Не было такого скопища автомобилей и такой напряженности. Тем не менее, проезжая по улицам, очень часто можно было увидеть человека в погонах, который, не торопясь, передвигался по центру дороги, наблюдал за участниками движения, а в случае необходимости "разруливал" острые ситуации.
Не знаю, как звали этого старшину, но в любую погоду, даже в сильные морозы ( ходил он в больших валенках) его можно было видеть на проспекте Революции. Стоял он на разделяющей полосе и строго наблюдал за движением. Между собой водители называли его "Полтинник", потому что, как правило, в случае нарушения он выписывал штраф - 50 копеек.
Старшина был настоящим хозяином дороги и пользовался уважением среди шоферов. Если со стороны Чернавского моста, на подъеме, возле Управления ЮВЖД скапливалось много машин, то "Полтинник" всегда брал регулировку данного перекрестка (даже при работающем светофоре) на себя - и затор машин быстро исчезал.
На Ленинском проспекте, от улицы Ильича до ДК имени Кирова, тоже частенько, вдоль трамвайной линии, прогуливался старший лейтенант. Вид у него был суровый. И не всегда, с моей точки зрения, он поступал справедливо.
Однажды ехал я по этой улице. Правая часть дороги была свободна, но вся - в ямах и колдобинах. Вот я и вырулил на левую сторону, поближе к трамвайным путям. А, по правилам того времени, при свободной правой ехать по левой запрещалось. Увидел старлей мое нарушение, остановил и наказал. Обида у меня долго держалась.
Что скрывать - так было в те годы.
А что сегодня, какая она безопасность дорожного движения? Мы, водители, эту безопасность каждый день на себе ощущаем. Цифры смертей и травм, которые приводит ГИБДД, ужасают. Конечно, в большинстве своем они объясняются бескультурьем и лихачеством человека за рулем. Но разве открытые и плохо закрепленные люки на дорогах, выбитый асфальт, длящиеся месяцами ремонтные работы не говорят о плохой работе дорожных служб? Отвечает ли кто-нибудь из руководителей "автодора" за такое безобразие?
Понятно, что для улучшения организации движения в нашем городе необходим комплекс мер. На дорожное полотно, расширение проезжей части, создание развязок нужны немалые капитальные вложения. И справедливости ради надо сказать, что с приходом к власти новой администрации во главе с мэром Сергеем Колиухом воронежские дороги стали значительно лучше.
Приятно проехать по нынешнему Чернавскому мосту. Преображается ВОГРЭСовский. Спокойно можно сегодня проехать под железнодорожным мостом на Ростовской. Сколько еще недавно проклятий слышалось от тех, кто хотел выбраться здесь на окружную дорогу! Огромные ямы скрывались под обширной лужей, и колеса выворачивались на 90 градусов. Подобных бедствий на окраинах областного центра было множество, но бывшая городская власть будто не видела такого безобразия.
Но я хочу не о качестве дорог сказать, а об организации дорожного движения.
Не только у меня, но и у тех воронежцев, которые каждый день садятся за руль, складывается впечатление, что нет у нас людей, занимающихся именно ОРГАНИЗАЦИЕЙ движения. Посмотрите, например, что творится около Дома быта на улице 20-летия Октября! Транспортный поток с улицы Краснознаменной идет на разворот в центр города. Другой поток идет с улицы Кирова в сторону ВОГРЭСовского моста. Машины сбиваются в кучу, здесь всегда пробка и постоянная угроза ДТП.
Ситуация осложняется в немалой степени потому, что вдоль бордюра по улице 20-летия Октября всегда стоят машины. Но чтобы устранить неразбериху, достаточно всего лишь на месте разворота выставить знак "Остановка запрещена" и проследить, чтобы водители его не игнорировали. Тогда пересекающиеся потоки не будут мешать друг другу.
Другой пример. Возле Речного рынка, при движении от ВОГРЭСовского моста к Чернавскому, образуется пробка, в летние месяцы ее хвост порой доходит до автосалона "Тойота". Пробку создают машины, которые не могут въехать на рынок, повернув налево, из-за образовавшейся очереди при въезде. Грузовые машины, груженные арбузами и дынями (в летние месяцы), ожидая разгрузки, стоят около бордюра сутками.
Отрегулировать проблему просто - повесить знак "Остановка запрещена" около заезда на рынок и проконтролировать его действие хотя бы несколько первых недель. (Замечу, что в середине сентября такой знак повесили, но на него никто не обращает внимания. В других районах города есть такие же случаи, но все это почему-то гаишников не тревожит).
Город задыхается в пробках. Иногда они образуются из-за небольших столкновений лихих или торопливых водителей. Иногда - из-за неправильно отрегулированных светофоров. Машины едва-едва тянутся по дороге, а на ее обочине скучает экипаж ДПС без малейшего желания разрулить ситуацию.
Однажды я решил объехать пробку по трамвайным путям - и чуть-чуть заехал на левый путь, потому что рядом с правым оказалась немалая яма. Тут же раздался свисток: инспектор приказал остановиться. Начали мы с ним объясняться, и я спросил у него, между прочим, почему трое сотрудников ГИБДД, стоящие на обочине, не прилагают ни малейших усилий, чтобы "растолкать" пробку? Ответ был таков: "Если мы отрегулируем движение на этом перекрестке, то пробка образуется на следующем, и чего мы будем упираться понапрасну?"
Мнение интересное. Но тогда у меня вопрос к руководителю службы ГИБДД по Воронежской области В.В.Верзилину: неужели в штате областного управления не найдется двадцати человек, которые бы на два-три часа вставали на основные перекрестки города в самые напряженные вечерние и утренние часы?
Может быть, я не прав, но создается впечатление, что сотрудникам ГИБДД даже выгодны эти пробки, потому что стоят они в засаде за кустами или деревьями и ждут, пока кто-то из самых нетерпеливых шоферов не выскочит на встречную полосу, чтобы обойти застывший транспортный ряд. Вот тут уж человек с жезлом вырастает как из-под земли и "начинает работу" с нарушителем.
В 80-х годах в Острогожском районе был такой прецедент. Начальник ГАИ района каждое утро давал команду своим подчиненным запускать тракторную тележку на крутой подъем возле села Болдыревка. Этот трактор ездил, не торопясь, вверх-вниз, вдоль сплошной линии, разделяющей в этом месте дорогу. Гаишники, спрятавшись поодаль, наблюдали, как нетерпеливые водители выезжали на пустую встречную. Естественно, тут же их останавливали - и собирали штрафы.
Трудно подсчитать, сколько автомобилистов раскошелилось за такой вот "цирк" смекалистого начальника. Уверен, что подобных задач руководители областного ГИБДД перед своими подчиненными не ставят. Но полагаю, что перед ними не ставят и задач по организации безопасности движения. Согласитесь, что стоять в кустах с радаром - это не забота о безопасности.
В этом году ездил на отдых в Абхазию. Двигался на машине по автомагистрали "Дон" и на некоторых ее участках получал истинное удовольствие: четыре полосы - в одну сторону, четыре - в другую, качество дороги - отличное. От Воронежа до Краснодара таких участков, где развиваешь скорость 120-140 км/час, - около 40-45%.
И вот именно на таких участках по обочинам стоят работники ГАИ и фиксируют "нарушения скоростного режима". Останавливаются десятки машин, и чтобы не заморачиваться с длительными разборками, люди, естественно, "отстегивают" стражам дорожного порядка. Не надо объяснять, какими словами они потом вспоминают этих стражей и что делают, чтобы не попасться вновь.
Каюсь, я на своей машине тоже установил антирадар. Кому польза от таких взаимных попыток обмана? И главный вопрос - для чего делать хорошие дороги, если на них не разрешается держать нормальную нынче скорость?
Вспоминаю, как в апреле 1961 года отец пригнал из Москвы "Волгу М-21" с оленем на капоте. Это было чудо отечественного автомобилестроения. Поехали мы с ним в Рамонь. По дороге с трудом разъезжались со встречными машинами, потому что ширина дороги была именно такой. На окраине города стоял большой щит: "Водитель, помни! Скорость на дорогах страны ограничена 90 км/час". Что ж, в те времена большая скорость была практически невозможна.
Вы не поверите, но нынче, проезжая по Краснодарскому краю, я увидел точно такой же щит. Прочитал - и подумал, те, кто утверждает нынче такие ограничения, какую цель преследуют? Сегодня на дорогах не тихоходные "москвичи" и "запорожцы". Сегодня в транспортном потоке 40% - мощные иномарки. Требовать от них ехать по новым дорогам на юг или в столицу со скоростью не более 90 км/час - это издевательство, и понятно, что никто из владельцев иномарок соблюдать эту скорость не будет. Тогда зачем эта мнимая забота о жизни и здоровье путешествующих? Не есть ли это отрыжка того самого "острогожского цирка" 25-летней давности?
Проезжая от Воронежа до Краснодара, я насчитал 20 "кустовых" гаишников, которые прятались вдоль дороги и собирали "бабки". Кстати, заметил, что владельцы некоторых "крутых" иномарок показывали стражам порядка какие-то удостоверения и с такой же скоростью уносились дальше. Но разве не все участники дорожного движения обладают равными правами и обязанностями?
Давно уже настала пора повысить скорость движения на новых дорогах до 110 км/час и, естественно, установить на этих участках соответствующие знаки. Давайте перестанем лукавить и делать вид, что люди в форме с жезлами в руках бескорыстно заботятся о жизни и здоровье участников движения, а люди за рулем ценят и приветствуют эту заботу.
Автор: Александр Смотраков, предприниматель, г.Воронеж.
Источник: "Воронежская неделя", N51 (1932), 23.12.09г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012