 |
25.12.09
Вузы и жизнь. Аграрии широкого профиля
На территории Воронежской области сложились уникальные условия для создания исследовательского университета сельскохозяйственной направленности.
Об этом говорит в интервью «Коммуне» ректор аграрного университета Александр ВОСТРОИЛОВ.
Александр Викторович Востроилов, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик международной академии аграрного образования, почетный работник высшего профессионального образования. В январе 2005г. на общеуниверситетской конференции практически единогласно был избран ректором Воронежского государственного аграрного университета имени К.Д.Глинки. Александр Викторович подготовил 17 кандидатов и 2 доктора наук. В настоящее время осуществляет научное руководство пятью аспирантами и двумя докторами. Им опубликовано 150 научных и учебно-методических работ. За время работы А.В.Востроилова в агроуниверситете проректором и ректором открыта подготовка по 11 новым специальностям и трем новым направлениям подготовки специалистов. Открыта докторантура. - Александр Викторович, в связи с демографическим кризисом уходящий 2009 год выдался сложным для всех вузов. Каким входит он в историю Воронежского агроуниверситета - первого высшего учебного заведения Центрального Черноземья? - Действительно, 2009 год, с точки зрения формирования нового набора студентов, выдался очень сложным. Сложность связана с новой системой приема – полным переходом на Единый госэкзамен (ЕГЭ). И страшным оказался не сам экзамен как таковой. Дело в том, что последние годы во ВГАУ были два вступительных экзамена, и в школах привыкли, что уклон необходимо делать на русский язык и математику для школьников, желающих поступить на одни направления в агроуниверситет, и русский язык и биологию - для других. Но тут в марте 2009 года, согласно новым государственным требованиям, появляется третий экзамен для сдачи абитуриентами, поступающими в вуз. За столь короткий срок подготовиться к химии по ЕГЭ, естественно, стало маловозможным. Так, из 11,5 тысячи, сдававших ЕГЭ в Воронежской области, чуть больше 800 человек сдавали экзамен по химии. Большинство ребят просто не могли идти на ряд специальностей в наш университет с такими плачевными результатами. Это привело к тому, что мы впервые в истории нашего вуза недобрали 100 человек. В такой ситуации оказались больше половины сельскохозяйственных вузов России. В лучшем положении лишь те вузы, в которых нет агрономической направленности, и, следовательно, не было ЕГЭ по химии, или где были небольшие, в отличие от нас, наборы на эти специальности. И еще одно новшество у нас появилось. С этого учебного года прекращена подготовка специалистов, и все сельскохозяйственные вузы переведены на многоуровневую систему подготовки. Мы, правда, успели пролицензировать, кроме подготовки бакалавров, и магистерские программы. - Наверняка, вы уже приняли организационные меры по улучшению нового набора на 2010-2011 учебный год? - С учетом того, что был недобор, мы сегодня разработали программу мероприятий, которая позволит нам, уверен, улучшить в организационном плане набор на будущий год. Подробно расписан график встреч и проведений "Дней открытых дверей" в самом агроуниверситете и в районах области. Традиционно большая часть наших студентов - сельская молодежь. В настоящее время агроуниверситет проводит довузовскую подготовку в 37 базовых школах Воронежской и Липецкой областей. Ни в одном вузе Воронежа нет такого количества базовых школ. Интенсивно начинаем работу на сезон следующего учебного года с Тульской, Белгородской, Курской, Тамбовской областями. Намерены активно провести организацию довузовской подготовки к ЕГЭ. Мы разработали график выездных занятий в базовых школах по 40-часовой программе. Достоинство наших базовых школ как раз и состоит в том (и это доказывает многолетняя практика), что сюда приходят заниматься ребята, которые могут пойти в любой вуз. А к моменту каникулярного времени наших студентов мы намерены снабдить их профориентационной литературой, чтобы и они оказывали нам помощь. Ведь студент - это лучший агитатор. - Это логично - делиться опытом. А что сам ректор агроуниверситета может рассказать о вузе? - Агроуниверситет является крупнейшим научным центром Центрального Черноземья, генератором идей по дальнейшему развитию и реформированию российского сельского хозяйства. Именно во ВГАУ создан первый в регионе сельскохозяйственный экспоцентр "Агробизнес Черноземья", организован экстеншн-центр, внедряющий разработки ученых в сельскохозяйственное производство. В настоящее время на девяти факультетах вуза обучается более 16 тысяч студентов по 25 специальностям. За почти вековую историю в вузе сложился творческий высокопрофессиональный коллектив. В агроуниверситете работают свыше 90 профессоров и более 350 кандидатов наук, доцентов. Традиционно ВГАУ готовил специалистов по 9-10 основных специальностей. Сегодня университет развивается в ногу со временем и чутко реагирует на изменения в жизни страны: открываются новые факультеты, осваиваются новые специальности. Сегодня из направления "агрономия" у нас сформировались такие специальности, как "селекция и генетика сельхозкультур", "плодоовощеводство и виноградарство". А на факультете агрохимии, почвоведения и экологии открылась специальность "защита растений". На факультете ветеринарной медицины, кроме подготовки ветврачей, теперь заработало новое направление - "ветеринарно-санитарная экспертиза". Безусловно, эта специальность будет очень востребована, поскольку готовят здесь специалистов широкого профиля, которые будут заниматься экспертной оценкой продукции животноводства. У нас сложилась очень сильная школа экономистов. И открытие новой специальности "финансы и кредит" стало ожидаемым и естественным процессом. Последние пять лет открыта специальность "юриспруденция" со специализацией земельного законодательства. В этом учебном году состоялся первый выпуск товароведов, которые, убежден, легко найдут свое место на производстве. Для работы в небольших цехах, по переработке или копчению мяса бесценен нами готовящийся сегодня специалист-технолог производства и переработки сельхозпродуктов. - Александр Викторович, все по той же причине демографического спада, как вы относитесь к широко обсуждаемой идее объединения нескольких вузов в один? - Время убеждает, что быть жизнеспособным вузом - значит, обладать современной материально-технической базой, составляющей основу научно-исследовательского и учебно-воспитательного процесса. Сегодня Воронежский государственный аграрный университет - крупный учебно-научно-производственный центр. В соответствии с планом мероприятий по совершенствованию работы образовательных учреждений Минсельхоза России к нашему вузу присоединены Воронежский институт повышения квалификации и агробизнеса и Таловская школа повышения квалификации специалистов. На базе агроуниверситета создан региональный университетский научно-образовательный комплекс аграрного образования и повышения квалификации. На территории Воронежской области сложились уникальные условия для создания исследовательского университета. По моему мнению, училища, техникумы, институты и наш агроуниверситет, которые готовят специалистов для агропромышленного комплекса, могли бы быть объединены в единый целостный комплекс. Может быть горизонтальное объединение, с точки зрения создания крупных классических университетов, и возможно, например, так, как эту проблему укрупнения решили с высшими военными учебными заведениями, но я выступаю обеими руками именно за вертикальное объединение - наподобие классического университета американского типа. Он предусматривает связку науки и образовательного процесса в разных ступенях подготовки специалистов, начиная от рабочих профессий. Например, по селекции озимой пшеницы к нам приезжал бы читать курс лекций ведущий селекционер из Научно-исследовательского института ЦЧП имени В.В.Докучаева. От человека, который на практике занимается селекцией, куда больше было бы пользы студентам, чем от теоретика-преподавателя. Так что я за вертикальное объединение учебных заведений и за создание исследовательских университетов с богатой материально-технической базой. - А для развития студенческой науки какие условия сегодня созданы? - В агроуниверситете активно развивается студенческая наука. На всероссийских конкурсах на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Министерства сельского хозяйства РФ студенты ВГАУ традиционно занимают лидирующие позиции. Значительные средства мы пустили на развитие библиотеки. В последние два года приобретали по 30 тысяч единиц учебной литературы. Сегодня для ВГАУ главное - наличие земельных участков для проведения на них учебных практик студентов. Без них агроуниверситету невозможно развиваться. Нашему участку на опытной станции сложно существовать в пределах городской черты, но мы всячески заботимся о своих селекционных участках, бережем уникальные сады, которые много лет назад высаживались здесь на песках по особой технологии. Сегодня на четырех гектарах подготовили участок для закладки сада новых сортов с новыми технологическими приемами возделывания. Вполне реальна для наших студентов, аспирантов и зарубежная практика. Университет ведет совместную образовательную и научно-исследовательскую деятельность с учебными заведениями Венгрии, Германии, США, Италии. Сегодня только одно препятствие может быть - языковое. Но с 2008 года у нас организованы курсы для всех желающих подтянуть знания по иностранным языкам. - Александр Викторович, но, как известно, жизнь студентов не сводится только к учебе… - Безусловно. За долгую историю в вузе сложилось множество хороших и добрых традиций, связанных не только с учебной, научной, но и воспитательной деятельностью. Студенты агроуниверситета активно занимаются спортом и показывают высокие результаты. Так, за прошедшие пять лет 13 студентов стали мастерами спорта. Наши студенты постоянно принимают участие в крупных всероссийских и международных соревнованиях, завоевывая там призовые места. В универсиаде Министерства сельского хозяйства РФ сборная команда ВГАУ - в десятке сильнейших. После долгого простоя возобновил свою работу наш санаторий-профилакторий. Сегодня далеко не каждое высшее учебное заведение может похвалиться содержанием на своем балансе такого уникального учреждения, обеспечивающего его нуждающихся сотрудников и учащихся трехразовым питанием, необходимыми процедурами в физиотерапевтическом, массажном, физкультурном кабинетах, оснащенных современным оборудованием и новейшими средствами оздоровления. Ежемесячно в санатории-профилактории поправляют свое здоровье до 50 наших студентов и преподавателей. В настоящее время каждый пятый студент агроуниверситета принимает участие в художественной самодеятельности. А в традиционных массовых студенческих мероприятиях задействован практически весь студенческий коллектив. Гордость нашего вуза - народный ансамбль песни и танца "Черноземочка" имени В.В.Соломахина. За 45 лет существования его участниками были более 2500 студентов. Все достижения, успехи и удачи нашей alma mater являются общей заслугой многотысячного коллектива сотрудников и студентов. На пути к вековому юбилею агроуниверситета нам еще предстоит решить ряд непростых, но важных задач. Полагаю, что знаковую дату вуз встретит достойно, вступив в новый этап своего развития, воплощая в жизнь передовые идеи и замыслы.
Автор: Галина Рохмин. Источник: "Коммуна", N 193 (25427), 25.12.09г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|