18.12.10
Мария в гостях у колхозников
20 декабря – День работника органов безопасности
За 26 лет работы в Воронежском управлении КГБ СССР автору этих заметок довелось быть участником многих интересных событий. Об одном из них хочется рассказать на страницах «Коммуны».
В те, теперь уже далекие советские, времена в органах госбезопасности большое внимание уделялось профилактической работе. В стране действовала пресловутая статья 1901 Уголовного Кодекса РСФСР, предусматривавшая уголовную ответственность за "распространение клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй" (цитирую по памяти).
В условиях "холодной войны", когда антисоветская пропаганда велась круглосуточно на всех языках народов союзных республик радиостанциями "Голос Америки", "Би-би-си", "Свобода" и другими, отдельные молодые люди и представители творческой интеллигенции в своей критике советского строя нередко переходили через край, обозначенный упомянутым законом.
В этой обстановке перед нами была поставлена задача делать максимум возможного, чтобы "спасти оступившегося советского человека от тюрьмы", как говорил Ю.В.Андропов на Всесоюзном совещании.
Профилактировали не только советских граждан, но иногда и иностранцев, обучавшихся в нашем городе.
Мария, отдаленная ветвь русского писателя "Х", приехала на стажировку в ВГУ из Франции. Перед этим она прошла курсы НТС* в Австрии, по окончании которых ей "предложили" собрать материал "о нищенском и рабском положении колхозников в СССР", естественно, для последующего использования в антисоветской пропаганде.
Мария особенно не скрывала свои замыслы, широко устанавливала контакты со студентами из сельской местности и активно расспрашивала их о жизни колхозников. Она свободно владела русским языком, а русские корни позволяли ей быстро входить в доверие к студентам. Короче говоря, к ней относились, как к "своей в доску".
Оперативные материалы на нее накапливались, и нужно было принимать какое-то решение. Вместе с оперработником заходим к начальнику Управления генерал-майору Н.Г.Минаеву с предложением: а почему бы Марию не свозить в какой-либо колхоз, чтобы она сама убедилась, как живут наши селяне? Генерал идею одобрил и тут же позвонил председателю Нижнедевицкого райисполкома, который охотно согласился поучаствовать в этом мероприятии.
- К вам она приедет с нашим сотрудником, который будет выступать как работник городского Совета по работе с иностранцами. Вы перед ней положите карту района, и пусть она сама выбирает село, куда захочет поехать, а в селе опять же пусть сама выбирает дом. Чтобы не дать ей ни малейшего повода думать, что ей показывают "потемкинскую деревню".
Председатель просьбу начальника Управления КГБ выполнил, и через неделю у него в кабинете уже находилась Мария с нашим сотрудником.
Не торопясь, выбрала село, куда выехала вместе с председателем райисполкома. Уже в селе он, как хозяин положения, предложил:
- Мария, видите, какое большое село вы выбрали! Теперь дело за малым - сами укажите дом, в котором вы хотели бы побывать.
Недолго думая, она указала на рядовой, обычный сельский домик, который ничем не выделялся среди других.
В доме была хозяйка, которая пылесосом чистила ковер.
- Вы уж нас извините, непрошеных гостей, - сказал райисполкомовец. - Вот эта француженка, звать ее Мария, стажерка нашего университета, захотела посмотреть, как у нас живут колхозники. Мы у вас много времени не отнимем, а вы уж расскажите обо всем честно и правдиво.
Хозяйка, естественно, немного смутилась, но быстро привела себя в порядок, и через пару минут стол в большой комнате был уже накрыт: сало, творог, сметана, капуста квашеная, соленые огурчики, колбаса, варенье двух сортов и запотевшая бутылка водки, только что вытащенная из холодильника. Все это, кроме водки, было собственного "производства".
- Пока вы рассаживаетесь, я приготовлю омлет, - предложила добродушная хозяйка.
После второй рюмки, говоря словами Сергея Есенина, "полилась" непринужденная беседа. Мария не отказалась и от третьей рюмки… Раскрасневшаяся, она взяла инициативу в свои руки и беседовала с хозяйкой так, как будто они уже сто лет знали друг друга.
Интересовалась домашним хозяйством, сколько получает ее муж, как тракторист, имеют ли личный транспорт, какие платят налоги, сколько стоит электричество и газ? Вопросы задавались без пристрастия и, пожалуй, без задней мысли, поскольку ее сразу же обезоружила обстановка в квартире: телевизор, холодильник, пылесос, красивые настенные часы. А если бы она заглянула в холодильник, то увидела бы в те дефицитные на продукты питания годы, что он заполнен полностью.
- Вот планируем к Новому году заколоть двухлетнего бычка и хряка, - продолжала рассказывать хозяйка. - В селе у нас есть средняя школа, медпункт, почта, клуб, где почти каждый вечер показывают кино, а по субботам там молодежь дискотеку устраивает.
- Вот так и живем, - с улыбкой закончила она свой рассказ. Да, чуть не забыла сказать - у мужа есть мотоцикл...
Хозяйка постоянно накладывала на ее тарелку еду, приговаривая:
- Ешь, доченька, как следует, а то на студенческих харчах похудеешь, и дома не признают.
Мария осталась довольной встречей, тепло благодарила и райисполкомовца, и хозяйку за гостеприимство. Эта поездка совершенно отбила у нее желание собирать негатив о наших колхозниках.
Более того, рассказывая окружению о поездке, она уже сама стала распространять среди иностранных студентов и стажеров правдивую и объективную информацию о жизни селян в те годы. Эта поездка подтвердила верность слов поговорки: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Поставленная цель была достигнута - по возвращении во Францию Мария ни разу не делала антисоветских заявлений.
Автор не идеализирует жизнь селян в те годы, но она не идет ни в какое сравнение с нынешней. Когда едешь по районам и видишь сплошь и рядом забитые наглухо двери и окна домов, а также зияющие окна заброшенных и разрушенных скотных дворов, на строительство которых были потрачены немалые деньги, грустно и печально становится на душе и за сегодняшнее село и за будущее России. Сейчас бы я уже не повез иностранку в село...
Анатолий НИКИФОРОВ,
полковник КГБ в отставке.
* НТС - Народно-Трудовой Союз, антисоветская белоэмигрантская организация, которая в годы войны сотрудничала с германской разведкой, а после войны с ЦРУ.
Источник: "Коммуна", N 188 (25619), 18.12.2010г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012