18.11.10
Заметки журналиста. Единение. Кого и с кем?
Всего неделя разделяет празднование Дня народного единства (4 ноября) до объявления Дня гнева у столичной мэрии (12 ноября) – так активисты окрестили митинг протеста против избиения журналиста Олега Кашина.
Вот уж поистине, от любви до ненависти - один шаг. Правда, проведение митинга власти не разрешили, но это не меняет сути: в обществе гуляют протестные настроения, что явно затрудняет ранее объявленное всенародное единение. Хотя единение назрело и как нельзя востребовано самим обществом. Об этом говорит хотя бы Манифест лауреата многих престижных кинопремий Никиты Михалкова, труд которого вызвал широкое обсуждение как среди «элиты», так и в народных массах.
"Из этой реакции, - пишет "Литературная газета", - несомненно, следует одно: российское общество уже не может существовать, не зная, куда и ради чего идет. Пора всем задуматься над этим…"
А вот заголовок в одной из воронежских вкладок в федеральную газету: "В День народного единства в Воронеже водили хороводы".
Понятно, что единение должно в чем-то выражаться, но сводить его к хороводам...
"Современный общественный строй, - пишет в манифесте Михалков, - представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола "местных начальников", всепроникающей коррупции, не устраивает большинство россиян".
Ведущие политологи и некоторые партийные руководители о манифесте Михалкова высказались отрицательно. Правда, наверное, на их стороне: в качестве политического документа, тем более манифеста, труд известного деятеля культуры слабоват. Но он силен тем, что кинорежиссер Михалков высказал свою гражданскую позицию, даже не позицию, а крик души, который когда-то Толстой выразил словами: "Не могу молчать!"
По данным опроса ВЦИОМ, проведенного 30-31 октября 2010 года, большинству россиян не известно название и исторический смысл даты 4 ноября - Дня народного единства. Согласно результатам опроса, лишь один процент сограждан считают 4 ноября важным для себя праздником. А вот 7 ноября имеет значение для пяти процентов россиян. Причем значение этой даты растет - в 2002 году за "важность" даты высказались только два процента опрошенных.
Кстати, в этом году на главной площади Воронежа собралось немало сочувствующих "красному дню календаря".
Итоги митинга озвучил первый секретарь Воронежского обкома КПРФ Сергей Рудаков. В резюме, в числе прочих, были такие требования: прекратить моральный беспредел в СМИ, принять действенные меры по борьбе с коррупцией.
Кто возразит против этого? Вот и мэтр нашего кино Никита Михалков призывает к тому же. И партия "Единая Россия" полностью согласна с подобными призывами.
Правда, ничего нового в них нет. Проблема не в том, чтобы призвать, проблема в том, чтобы сделать.
Почему не делается? Вопрос, как некогда сказал юморист, "конечно, интересный". В том смысле интересный, что ныне действиям против коррупции противостоит целая технология приемов и методов.
Прием номер один: перевоплощение нечистого на руку человека в борца за демократию, а также в политического мученика "режима".
7 ноября смещенный мэр Москвы Юрий Лужков дал интервью одному из ведущих лондонских изданий. Юрий Михайлович поведал о том, что "очень боится за свою семью" (кстати, 9 ноября в МВД официально опровергли наличие каких-либо угроз в отношении семьи Лужкова), поэтому и отправил дочерей Лену и Олю в Лондон на пять-шесть лет.
Лужков намерен отстаивать честь семьи и чистоту бизнеса своей супруги, хотя, наверняка, даже ребенок догадывается о сути этого бизнеса, благодаря которому пассия знатного пчеловода за несколько лет стала самой богатой "бизнес-леди" нашей страны, а возможно, и планеты всей.
А попробуй - тронь бывшего мэра, а ныне ярого борца за демократию, который тут же стал мучеником правящего режима. Впрочем, бывший мэр едва ли будет мучиться. Он, наверняка, последует проторенной дорогой в Лондонград, где собралось великое множество мучеников, типа Березовского.
Прием номер два: беспредел в СМИ.
Нам постоянно навязывают тех, с кого следует "делать жизнь". Звезды всюду и везде: они на льду, они на сцене. Они поучают, как именно стать миллионером, выиграв целый пуд денег, в сумме 10 млн. рублей... То есть, профессия и мастерство сегодня ничто, они не могут прокормить семью и обеспечить достойную жизнь. Помрешь - а на квартиру не заработаешь.
Вот почему былые специалисты стремительно теряют уже нажитое: квалификацию, навык, смекалку, а страна в целом - интеллектуальный уровень.
Вот почему тот же Никита Михалков на IV Ассамблее, организованной фондом "Русский мир", (ассамблея прошла 3-4 ноября в гуманитарном центре МГУ, в ней приняли участие делегаты из 70 стран мира), с горечью говорил: "Мы катастрофически теряем время, мы можем просто пройти точку возврата".
Почему мы своими руками разрушаем собственное существо?- вопрошал кинорежиссер. И сам же отвечал: есть время великих перемен, а есть время великих подмен. "Мы прохохочем страну", - не без запала сказал Михалков.
В качестве примера он привел чудесное превращение ведущей телепрограммы "Дом-2" в новоявленного "писателя". "У нас есть писатели Чехов и Толстой, - сказал кинорежиссер, - а теперь и писатель Собчак..."
Этот эпизод не вошел в кадры телевизионных новостей, и напрасно. Именно этот частный пример характеризует нравы нашего сегодня, ценности "желтой" прессы, когда серость превращается в "звезду", а дворовый стеб объявляется верхом писательского мастерства.
В своем очерке "Окаянные дни" Бунин приводит слова Толстого: "Теперь успех в литературе достигается только глупостью и наглостью". "Окаянные дни" Октября, так же, как и "лихие девяностые" конца двадцатого века, миновали, а отрыжка осталась.
"Элита" никак не определится с ориентирами и идеологией. Ценности и нравы размыты, их определяют только деньги и личный успех.
Чтобы преуспеть, надо крутиться - это каждодневно внушают молодежи. Но что это значит для врача, инженера, ученого, конструктора, для представителей других нормальных профессий, на которых строится и держится экономика? Ни стриптизерша, ни исполнитель попсы, ни пиарщик или топ-модель, столь желанные на телеэкранах сегодня, стержнем модернизации не станут.
"Политических революций было много,- заметил в своих "Письмах к Луначарскому" писатель Короленко,- социальной не было еще ни одной".
Общества без идеологии не бывает, если нет официальных ориентиров - появляются другие. Как раз в День народного единства, когда на улицах "водили хороводы" для простых граждан, наши олигархи организовали свой праздник на морском побережье в Дубаи. На корпоративный концерт пригласили известного певца, который за вечер получил...575 тысяч долларов.
Так кто с кем будет объединяться, если "элита" и народ живут не то, что на разных полюсах, они существуют в разных измерениях, на разных планетах! И столицы у них разные. Москва при Лужкове, как уже говорилось, превратилась в центр коттеджей на Рублевке, а провинция существует по своим законам, у нее свои правила игры, своя экономика и, увы, свои более чем скромные доходы.
Избиение журналиста Кашина стало своего рода лакмусовой бумажкой для общества. Все содрогнулись: так жить нельзя! Хорошо, если единение произойдет на этой почве.
Автор: Алексей Павлов
Источник: "Коммуна", N 169 (25600), 18.11.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012