09.11.10
Обольщение властью
Билет на балет
Воронежский театр оперы и балета осуществил постановку балета «Макбет» по В.Шекспиру на музыку Кирилла Молчанова. Это третий спектакль, поставленный в нашем городе выдающимся танцовщиком и балетмейстером, Народным артистом СССР Владимиром Васильевым. Он же выступил и в роли художника и сценографа.
Фото Александра Самородова.
Хореографическое решение "Макбета" восходит к драмбалету – направлению, сложившемуся в советское время в 30-е годы прошлого столетия, для которого характерны не столько эффектные партии для первых солистов, сколько создание сложных драматических образов, чья танцевальная структура подчинена задаче выявления смыслового содержания спектакля.
Владимир Васильев замечает: "Мое поколение воспитывалось именно на этих спектаклях, а воспоминания юности всегда приятно тревожат наши чувства: простота выражения, непосредственность, близость открытым эмоциям - качества, делавшие балетные спектакли красочными в то время".
Его всегда привлекали высокие страсти, сильные, мощные характеры - Спартак, Иван Грозный. И Макбет, конечно, из их числа. Он задуман, написан и реализован в союзе с композитором Молчановым - это тот случай, когда два выдающихся художника питали и обогащали друг друга. Получилось масштабное полотно, достойно выражающее идею Шекспира об обольщении властью и губительности этого обольщения. Но масштабность здесь не подавляет, а благодаря гармоничности рисунка, как бы возносит. В спектакле я не увидела ни одной лишней сцены, замедляющей развитие действия, - все работает на главную идею. Все соразмерно, гармонично - Васильеву всегда было присуще чувство меры, тот закон "золотого сечения", который и отличает подлинного художника.
Как же реализован замысел хореографа воронежскими танцовщиками?
Работа с мастером, конечно, отразилась на состоянии нашей труппы. На мой взгляд, сейчас в театре очень сильный мужской состав. Достаточно сказать, что все мужские партии балета (Макбет, Банко, король Дункан) исполняют в очередь и В.Иванов, и А.Литягин, и И.Алексеев, и Я.Синицин, то есть Васильев счел их возможности равными.
В вечер премьеры Макбета танцевал Иван Алексеев, уже хорошо зарекомендовавший себя ранее в предыдущих постановках Васильева. Он запомнился прежде всего своей лиричностью. Для Макбета потребовались совсем иные краски, и Алексеев предстает мужественным, бесстрашным воином, который по мере совершения кровавых преступлений все больше теряет уверенность в себе в правоте избранного пути. Все сомнения Макбета, его смятение превосходно выражены в танцевальном рисунке, и Алексеев, легко справляясь с техническими трудностями, отдает основное внимание созданию образа.
То же можно сказать обо всех исполнителях. Легкий, изящный Ярослав Синицин (Банко), уверенный поначалу в дружбе Макбета, прекрасно передает его колебания в сцене после убийства Короля. Он догадывается, но не может поверить в это. Вот он вступает в шуточное единоборство с другом, одерживает над ним победу, но видит ярость Макбета и понимает, что и он обречен.
Солист удивительно выразителен в этих полных драматизма сценах.
Величественен король Дункан в исполнении Александра Литягина. Правда, партия небольшая, но по смыслу очень важная. И солист прекрасно это осознает, драматически заостряя свою роль.
А что же главный двигатель интриги - леди Макбет?
В вечер премьеры ее танцевала Анастасия Русинова - солистка, обладающая высокой техникой и несомненным лирическим дарованием. Она просто великолепна в адажио с Макбетом в ночь после убийства короля, когда старается утешить его и отогнать страшные мысли.
Очень выразительна последняя сцена, когда она взбирается на трон к Макбету и неожиданно по-детски сворачивается клубочком возле него. В этот момент они оба напоминают детей, не ведавших, что они творили. Но "неотвратим конец пути". Оба погибают, раздавленные тяжестью своих преступлений.
Пожалуй, Русиновой не хватает демонизма, который обычно связывается с образом леди Макбет. Зато его в избытке у трех ведьм (О.Бурмистрова, С.Лопарева, М. Филиппова). Пластика их острая, неожиданная, рисунок танца изломанный, и действительно они кажутся сверхчеловеческими существами. Когда ведьмы появляются на сцене, охватывает ощущение кошмара, усиленное музыкой.
Добрые слова хочется сказать и в адрес кордебалета.
Здесь представлена в основном мужская его часть - воины в сражении, придворные на балу. Это тоже не безликая толпа, а выразительные образы.
Все действие происходит на фоне меняющихся видеопроекционных задников, сделанных по эскизам Владимира Васильева. Они создают настроение, усиливают мрачный колорит балета.
Автор: Людмила Романова, театровед.
Источник: "Коммуна", N 164 (25595), 09.11.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012