03.11.10
На тропе разбоя
Продолжение темы | Преступления браконьеров в наших лесах чаще всего получают милосердные судебные завершения
В минувшую субботу начался очередной охотничий сезон. Сотни любителей вышли с ружьями в леса и поля и, на законных основаниях, радуются удачным выстрелам, обсуждают добычу. К сожалению, каждый год появляются и те, кто идет в лес не на разрешенную охоту, а на беззаконное, порой варварское, убийство животных.
Четвертого сентября с.г. в «Коммуне» была опубликована статья "Выстрелы без эха". В ней рассказывалось о том, как благодаря бдительности охотоведа Подгоренского района Олега Гайфулина был изобличен один из завзятых местных браконьеров. Он убил годовалого лосенка и его мать, беременную двумя лосятами.
За полгода после происшествия оперативно возбужденное уголовное дело несколько раз приостанавливалось, начиналось вновь, но так ничем и не завершилось. Ни местная прокуратура, ни милиция, ни Администрация Подгоренского района никак не отреагировали на публикацию в газете. Либо сказать нечего, либо сочли этот печальный эпизод слишком мелким и не заслуживающим внимания.
Видимо, так же считают и в областных структурах. За последние годы серьезного обсуждения проблем истребления животного мира не было ни в областной Думе, ни в Общественной палате.
Областная инспекция по охране животного мира тоже не проявляет интереса к такому разговору. Быть может, полагает, что зверья в наших лесах достаточно, и дебаты на эту тему не нужны. Даже на приглашение откликнуться на публикацию руководители инспекции не отреагировали.
Следует заметить, что в списках всевозможных добровольных объединений значатся тысячи охотников. Казалось бы, кому, как не им, поднять свой голос против тех, кто хищнически уничтожает животный мир? Но тоже молчат.
К сожалению, защитники природы сегодня разобщены. Один охраняет лес, другой - тех, кто в нем живет, третий – рыбную живность.
Хотя если судить по информациям из Интернета, то действуют только лесники и сотрудники Рыбоохраны. Ни на одном портале "Всемирной паутины" нет сообщений о том, как же охотхозяйства Воронежской области борются со злом, сколько браконьеров удалось привлечь к уголовной ответственности и довести дело до суда.
Районным газетам эта тема тоже неинтересна, хотя именно местные леса опустошают двуногие хищники.
В Европе и Америке за браконьерский промысел наказывают жестко: штрафуют на немалые суммы, снимают с государственных должностей, пресса позорит на всю округу. У нас и законы либеральны, и судьи, как правило, милосердны.
…Молодой человек 21 года от роду решил погулять с незарегистрированным ружьем 16-го калибра в охотничьих угодьях возле села Талы Кантемировского района. Естественно, никакой лицензии у него не было, да и не могло быть, поскольку сезон охоты еще не открывался. Увидев кабана, начинающий охотник двумя выстрелами тут же свалил его.
Это потом неработающий и ранее несудимый будет каяться, а в тот миг исподтишка, убедившись, что никого поблизости нет, взял да и убил зверя. Когда завели уголовное дело, обвиняемый перепугался, попросил рассматривать его в особом порядке, а накануне суда оплатил ущерб в размере 85596 рублей.
Поэтому мировой суд Кантемировского района ограничился тем, что ружье постановил уничтожить, обвиняемого освободить от уголовной ответственности "в связи с примирением сторон", а уголовное дело - прекратить. Будем надеяться, что судебный вердикт на всю жизнь станет наукой молодому человеку.
Но для этого любой нарушитель закона должен знать, что избежать ответственности никому не удастся. Увы, сегодня это лишь в теории, в жизни - по-другому. По словам директора ООО "Бобровское охотничье хозяйство" В.И.Черемухина, у них в районе из двух десятков случаев ежегодно регистрируемого браконьерства до суда доходит чуть больше половины.
- Прошлой зимой ехали на машине из Боброва в Мечетку, и вдруг слышим два выстрела, - рассказывает Валерий Иванович.- Остановились, вышли в поле - и увидели, как в недалеком лесочке какой-то человек уже цепляет тушу кабана к "Ямахе". Мы бросились вдогонку, но бесполезно: снежные сугробы нашему "УАЗу" не под силу. А браконьер дал газ, и снегоход скрылся в зарослях. Потом по следу мы все же вышли на дорогу, но машина, которая его ждала, уже исчезла... На мой взгляд, те преступления, которые все же доходят до суда, оцениваются нашей Фемидой слишком мягко.
21 января 2010 года судья Бобровского райсуда Иван Шлыков вынес приговор по уголовному делу тридцатилетнего гражданина Павла Червякова, обвиняемого в преступлении, предусмотренном ч.2 ст.258 УК РФ. Следствие выяснило, что нигде неработающий "гражданин Червяков на автомобиле "ВАЗ-21213" без регистрационных номеров, при помощи незарегистрированного гладкоствольного ружья 12-го калибра ИЖ-27М, не имея соответствующего разрешения, производил незаконную охоту на диких животных". Он управлял автомобилем, ослепляя животных светом фар, а "находившееся вместе с ним в машине неустановленное лицо производило выстрелы".
Обвиняемый полностью признал свою вину в преступлении и заявил ходатайство о рассмотрении дела в порядке особого производства. Поскольку он "является инвалидом 3-й группы, кроме пенсии, доходов не имеет, штраф выплатить не может", суд назначил ему наказание в виде одного года лишения свободы условно.
В приговоре значится такая фраза: "Обстоятельств, отягчающих наказание, нет". Но позвольте, а разве дикий способ охоты, нежелание выдать сообщника, незарегистрированное ружье, автомобиль без номеров - укладываются в рамки закона? А если не укладываются, то разве не отягощают наказание? Да и прочувствовал ли обвиняемый это наказание, если 16 августа (через семь месяцев!) даже это условное осуждение было отменено?
Житель села Большая Казинка Павловского района Виталий Черепков решил поохотиться в лесах Верхнемамонского района. Сел в автомобиль "УАЗ-469", прибыл ранним утром к озеру Перебой и двумя выстрелами из ружья 12-го калибра уложил двух косуль. Государственный охотничий фонд понес ущерб в 15720 рублей.
На суде обвиняемый заявил, что вину свою осознает и ущерб готов загладить. Мировой судья Верхнемамонского судебного участка N1 Анатолий Смирнов наказал браконьера штрафом в размере трех тысяч рублей (!) и вернул ему охотничье ружье. Видимо, обвиняемый не поверил, что так легко отделался, и штраф уплатил в тот же день.
Тяжесть содеянного оценена в пять раз меньше реального ущерба. И это при том, что в приговоре значится: "Обстоятельств, смягчающих наказание, по делу не имеется".
За несколько дней до нового, 2010, года у жителя Россоши Андрея Лисовицкого возникла мысль поохотиться на кабанов. Задумано - сделано. Разрешения на добычу животных у него не было, но он берет ружье 12-го калибра, садится в "ВАЗ-2121" и едет вечером в поле к селу Голубая Криница.
Находит стадо кабанов, стреляет, промахивается и начинает гонять их на автомобиле. Четырехногому от четырехколесного убегать бесполезно. Через пару минут два кабана и две свиноматки уже рядом. Удар бампером, еще удар, еще, и вот уже все четыре особи лежат бездыханные на кровавом снегу.
Потом протоколы вскрытия животных покажут, что у них сквозные ранения легких, печени, переломы ног, ребер и позвоночников, ранения сердца, обширные гематомы в брюшной и грудной полостях.
Материальный ущерб от преступления был определен в размере 342 384 рублей. Поскольку накануне суда обвиняемый полностью возместил его, то 12 апреля 2010 года мировой судья Россошанского района Петр Барабашов прекратил уголовное дело в отношении браконьера и даже вернул ему охотничье ружье. Государственный обвинитель тоже посчитал возможным прекратить уголовное дело в соответствии со статьей 28 УПК РФ "Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием".
Нарушений закона здесь нет: 39-летний гражданин вину осознал, вред загладил, сказал, что "больше так делать не будет".
Казалось бы, порок наказан, вот только добродетель торжествовать не хочет. Можно понять 21-летнего парня, который идет с ружьем по лесу, видит кабана и, не сдержав вспыхнувшего азарта, бьет его. Молодость горяча, и эмоции нередко затмевают разум.
Но как понять зрелого мужчину, который орудием убийства избрал свой автомобиль? Ну, ладно бы ударил один раз - и опомнился. Но ведь животные валятся как снопы, кровь рекой, а "охотник" Лисовицкий раз за разом нажимал педаль газа. Это что ж за изуверство такое? Очень жаль, что государственный обвинитель не обратил внимания на подобное варварство.
Конечно, ошибку может совершить каждый. Но одно дело, когда она касается лично человека, другое - когда затрагивает интересы общества. Причем не только затрагивает, но поражает вседозволенностью и полным забвением человеческой морали.
Борис ВАУЛИН.
Автор выражает благодарность заместителю председателя Воронежского областного суда Владимиру Александровичу Маслову за помощь в подготовке этой публикации.
Фото Фото Александра ЛОПУХОВА.
Источник: "Коммуна", N 163 (25594), 03.11.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012