23.09.10
Чтобы работа не была тупой
Рабочая смена | Можно ли в наши дни на станке образца 1946 года обучать будущих современных рабочих?
Недавнее решение Госсовета, на котором впервые за многие годы заговорили о профтехобразовании и, более того, приняли решение его всячески развивать, словно елей на душу директору Острогожского ПУ N19 Геннадию Бражникову.
Для себя Геннадий Гаврилович особо выделил слова Президента Дмитрия Медведева на тот счет, что «без радикального улучшения профобразования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе».
Геннадий Гаврилович – человек многоопытный, более тридцати лет возглавляет профучилище. Когда на Госсовете за многие годы вдруг прозвучали слова о необходимости вкладывать государством средства в развитие образовательной сети, Бражникова это порадовало вдвойне.
- Наше государство давно переложило свои обязательства по подготовке рабочих кадров на тех, кому не под силу решение такой задачи, - в основном на местную власть, - говорит он. - Она и так едва сводит концы с концами. Мы оказались в очень трудном положении. В течение длительного времени в ПУ N 19 не было возможности обновлять материальную базу. Совершенно очевидно, что при условии полноценного финансирования подготовка будущих рабочих могла бы в большей мере соответствовать современным требованиям.
Но даже в существующих условиях удается добиваться очевидных результатов. Так, последние пятнадцать лет наши учащиеся и мастера производственного обучения не раз занимали призовые места на областных смотрах-конкурсах профессионального мастерства. И среди каменщиков, и маляров, и плотников.
Правда, в то, что и бизнес начнет вкладывать деньги в профтехобразование, как призывает Президент, не очень-то верится.
Но проблемы, возникшие в связи с недофинансированием, - ничто в сравнении с ущербом, нанесенным дезориентацией в выборе профессии молодому поколению. Пропаганда СМИ "красивой и легкой жизни" привела к тому, что рабочие специальности стали крайне непрестижными. Причем такая "промывка мозгов", проводимая на всех уровнях, очень скоро дала вполне предсказуемые результаты: практически кардинальную профессиональную переориентацию общества.
Не секрет, что рабочие теперь ассоциируются у многих с известными телегероями Равшаном и Джамшутом. А человек труда, к которому испокон веков применяли эпитет "золотые руки", оказался за бортом современной действительности.
И тут Президент, со свойственной ему прямотой, без всяких обиняков, заявил: "Но эта работа не должна быть тупой. Для популяризации рабочих профессий все средства хороши. Но - умные средства".
С пропагандой у них, в ПУ N 19, надо отдать должное, обстояло и обстоит все нормально. И в газете не раз рассказывали об училище и его лучших воспитанниках, и "Дни открытых дверей" проводили, и в школах встречи устраивали.
Но одной пропагандой и агитацией дело не решишь.
Многое, конечно, упирается в учебно-производственную базу. А она, увы, перекочевала из середины прошлого века.
Последний раз материальная база училища пополнилась 28 лет назад - универсальным деревообрабатывающим станком 1946 года выпуска. Какая уж тут модернизация?! Показателен и тот факт, что УДС был сделан на Острогожском авторемонтном заводе. Без преувеличения можно говорить в данном случае о безумной нищете.
Попытки найти помощников, спонсоров, шефов в большинстве случаев оказываются безуспешны. Пожалуй, единственный, кто неоднократно оказывал поддержку ПУ N19, - это Николай Гапоненко, депутат Воронежской областной Думы.
При таком положении победы мастеров производственного обучения и учащихся на конкурсах профессионального мастерства кажутся невероятными. Но они были, и они есть.
В 2003 году, например, учащийся Александр Шилкин (в то время - будущий мастер общестроительных работ) занял первое место в областном профсоревновании. Конкурсы последующих нескольких лет принесли второе и третье призовые места Николаю Гончарову и Виктору Ясинскому. Отстаивая честь Острогожского училища, мастера производственного обучения Виталий Пантелеевич Плетенской, Неля Семеновна Акованцева неоднократно оказывались на самых высоких ступенях пьедестала почета. Победа нынешнего года - третье место учащегося (мастер общестроительных работ) Дмитрия Прудченко.
Тем обидней терять столь ценные кадры. В последние годы из-за низкой зарплаты острогожскую кузницу рабочих кадров покинули мастера, чей стаж работы превышал двадцать лет, - та же Неля Семеновна Акованцева, Николай Васильевич Бутов. Постоянное же сотрудничество с Воронежским индустриально-педагогическим колледжем, в который острогожцы направляют своих выпускников, не дает должного результата: слишком мал заработок молодого специалиста. Выпускник колледжа, мастер производственного обучения Валерий Долгов, проработав недолго в родном училище, вскоре покинул его стены.
Первые уроки у будущих каменщиков. Фото Анатолия Хрипкова.
Теперь насчет того, что и бизнесмены должны (обязаны?) вкладывать и силы, и деньги в подготовку рабочих кадров. На самом же деле все сложнее и сложнее становится найти возможность для прохождения производственной практики ребятам и трудоустроить выпускников ПУ. Сегодня владелец небольшого предприятия не хочет обременять себя работой с учениками, которые уже завтра могли бы стать полноценными рабочими.
- Хозяину нужна прибыль немедленно. А сейчас, наши учащиеся, не имея необходимого производственного опыта, не могут в такой короткий срок достигнуть требуемого профессионального уровня, - говорит Геннадий Бражников. - И все разговоры о социальном партнерстве - ничем не подкрепленное обещание, пусть даже и зафиксированное на бумаге. Люди же, занимающиеся сегодня конкретным производством, пока еще обходятся кадрами, подготовленными в советское время, совершенно не задумываясь о завтрашнем дне.
Не так давно в Острогожске действовал завод "Агрегат", и ПУ N19 целенаправленно готовило для предприятия токарей. Для этого на заводе были созданы учебный класс и цех, где с учащимися работали наставники-мастера, которым училище доплачивало за обучение подрастающей смены.
Руководство завода, заинтересованное в кадрах, к стипендии учащихся добавляло еще по 700 рублей в месяц тем, кто решил здесь остаться после учебы и работать по специальности в течение последующих двух лет. Таким образом, шло закрепление кадров, что давало будущим рабочим уверенность в завтрашнем дне. Но с банкротством этого и прочих предприятий Острогожска система обучения кадров рухнула.
Выход из создавшейся ситуации Бражников видит, в первую очередь, в возвращении должного статуса рабочим профессиям на государственном уровне, своего рода - реабилитация созидательных специальностей.
На предприятиях нужно создавать ученические рабочие места, где работодатель, будь то предприниматель или промышленник, мог бы подбирать подходящие кадры. В противном случае, профессиональное образование будет сведено к курсам, дающим лишь элементарные профнавыки. Мы уже являемся свидетелями того, когда приходится завозить наемную рабочую силу (имеющую низкую квалификацию) из ближнего и дальнего зарубежья.
Автор: Евгения Изотова, г.Острогожск.
Источник: "Коммуна", N 139 (25570), 23.09.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012