22.09.10
Судьбы. Уругвайская "Калинка"
Совсем недавно Воронеж посетила необычная делегация из Уругвая. Большинство ее членов – потомки русских эмигрантов, уехавших из разных городов России еще в начале двадцатого века. Всего 18 человек - 14 подростков - участников ансамбля танцев «Калинка» и четыре сопровождающих взрослых.
Чтобы приехать на свою историческую Родину, ребятам пришлось ждать почти два года.
- В Уругвае узнали про наш проект и захотели сотрудничать с нами, - рассказывает руководитель проекта "Дети без границ" при Общественной палате Воронежской области Александра Карпова. - Но прилететь в Россию из далекой Латинской Америки оказалось не так-то и просто. Ведь цена перелета "туда-обратно" на одного человека составляет почти 60 тысяч рублей! А желающих приехать в Воронеж набралось аж 18 человек.
Несмотря ни на что, они все-таки добились своей цели.
Корреспондент "Воронежской недели" встретился с уругвайской делегацией.
Честно говоря, было необычно наблюдать за группой школьников славянской внешности и говорящих только по-испански. Хотя, как позже выяснилось, русский язык ребята все-таки изучают в уругвайской школе. Но говорить со мной по-русски смогла только президент культурного центра им. Максима Горького Анна Семикин Рослик.
- В ваш город мы приехали потому, что большинство наших предков были именно из Воронежа, - начала рассказ Анна. - Хотя были и из Ростова, Ставрополя и других городов.
В те далекие годы в Уругвай уезжали по двум причинам. Во-первых, это был 1913 год, и многие знали, что близка революция. Во-вторых, часть эмигрантов принадлежала к новому религиозному христововерческому течению "Новый Израиль", воспринятому в штыки царской властью и Православной Церковью. В то время земли Уругвая были открыты для трудолюбивых переселенцев.
С 1913 по 1914 год русские эмигранты построили фермерский город Сан-Хавьер. Они поселились в устье двух рек Уругвай и Ла-Плата на границе с Аргентиной. Инфраструктуры никакой не было, жильем служили тростниковые хижины. Русские довольно легко обосновались на землях Латинской Америки, где стали выкорчевывать лес и возводить поля. Все тяжелые работы выполняли вместе, еда делилась поровну.
Вместе со своей культурой новые переселенцы привезли в Уругвай и новую сельскохозяйственную культуру - подсолнечник. Уругвайцы сначала даже посмеивались и говорили, что сумасшедшие русские засеивают поля цветами. Но вскоре высоко оценили вкусовые качества подсолнечного масла.
Сан-Хавьер в то время больше походил на русскую глубинку. Эмигранты бережно хранили свои традиции и культуру. В 1914 году была открыта начальная школа, в которой, наряду с общеобразовательными предметами, детей учили испанскому языку. Чуть позже в поселок приехал и врач из России, так что здоровье всего Сан-Хавьера было в его руках.
Старожилы этого островка русской культуры забили тревогу в 1943 году - русские культура и традиции начинают забываться.
К тому времени росло уже не второе поколение, в чьих жилах текла латиноамериканская кровь. В это время поселенцы решили создать "Славянский молодежный центр", впоследствии он был переименован в Культурный центр имени Максима Горького.
Казалось, что жизнь стала налаживаться, но в середине семидесятых многое изменилось - в Уругвае установилась военная диктатура. На многих жителей Сан-Хавьера, особенно на тех, кто имел постоянные контакты с родственниками из СССР, обрушились гонения.
- Из-за диктатуры был уничтожен наш единственный в Уругвае культурный центр, - продолжает Анна Рослик. - Одно лишь знание русского языка могло служить причиной ареста. В результате многие стали забывать свои корни.
В 1985 году диктатура ушла так же стремительно, как и появилась. В поселке возобновили работу Культурного центра Максима Горького. Здесь проводятся курсы русского языка, устраиваются обеды национальной русской кухни. Молодежь с интересом изучает русские народные танцы.
- В нашем городке проживает всего 2500 человек, - говорит она. -Лично я из четвертого поколения: дедушка, бабушка, мама, папа - все были русскими. Язык, конечно, трудно было сохранить. Я его изучила сама, у себя дома. Молодые люди сегодня говорят только по-испански, русский для них как иностранный. А вот русские танцы и кухню молодежь очень любит.
Наверное, поэтому детский ансамбль танца, который ребята с русскими корнями изучают в своем культурном центре, в Сан-Хавьере назвали "Калинка", а на воронежской сцене юные танцоры выступили на одном дыхании.
Выступление уругвайской "Калинки" пришлось по душе воронежским зрителям.
- Мы в Воронеже нашли русских друзей, говорит через переводчика участник ансамбля "Калинка" Денис Романюк Ромасини. - Мои предки жили в Воронеже. Правда, найти их теперь, наверное, невозможно. Нам здесь безумно понравилось: природа, горы, монастыри… Мы никогда не видели ничего подобного. Люди очень дружелюбные.
В Уругвае о Родине напоминают матрешки.
За недолгий промежуток времени пребывания в Воронеже ребята посетили практически все наши достопримечательности. Были в музее-диораме, музее имени Крамского, катались на катере по водохранилищу и даже посетили Нововоронежскую АЭС. Очень понравилась ребятам и поездка в Дивногорье и село Костенки.
- Впечатлений, конечно, очень много, - рассказывает Денис Романюк Ромасини. - Россия очень красивая и необычная страна, только все здесь по-другому, чем на нашей родине - в Уругвае.
Автор: Елена Ягодкина.
Справка
Новый Израиль (лубковцы) — религиозное учение, возникшее в начале XX века.
Название происходит от того, что приверженцы считают себя "избранным народом Божиим", каковым в Ветхом Завете были некогда израильтяне.
Его основателем был крестьянин из Воронежской губернии Василий Лубков. Он объявил себя руководителем "новой церкви" и распространил влияние нового религиозного течения практически на весь юг России. Учение подразумевало существование единственного живого бога, при этом отрицалась тайна бога, и проповедовался отказ от многих ограничений, налагавшихся христианской традицией.
"Новый Израиль" отвергал церковные таинства и обряды, посты, иконы, церковный брак и крестное знамение.
Источник: "Воронежская неделя", N 38 (1971),22.09.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012