18.09.10
Культурный ресурс
Дискуссионная трибуна |Культура становится важным фактором повышения конкурентоспособности региона
Новым двигателем современной экономики становится культура. Если в 1950-е годы самыми прибыльными в мире компаниями были «Ford», "Standard Oil" и "General Electric", то в начале XXI века это "Time Warner", "Disney", "News Corporation" и "Мicrоsоft".
Ведущие мировые державы давно вошли в зону постиндустриального развития. Тяжелая промышленность уходит в страны с более дешевой рабочей силой. Бывшие промышленные города сегодня производят и продают на мировых рынках не сталь и текстиль, а творческий продукт: компьютерные и мультимедийные технологии, дизайн, моду, архитектуру, рекламу.
В России только Москву и Санкт-Петербург можно назвать городами, в которых явно читаются постиндустриальные черты. Неудивительно, что и творческие индустрии сконцентрированы преимущественно в этих мегаполисах. Другие крупные города несут в себе значительно больше черт индустриальной эпохи. Даже там, где производство умирает, на смену приходят другие реалии. На месте бывших заводов создаются торгово-развлекательные центры, а не творческие кластеры как в европейских городах.
Но есть ли вообще перспективы у культурной индустрии в России? Способны ли культурные проекты привлечь инвестиции в регионы? Готов ли бизнес участвовать в развитии культуры?
Руководитель регионального отделения клуба "4 ноября" Алексей Карякин,
зам.председателя Воронежской областной Думы Ирина Транькова,
Народная артистка России Екатерина Молодцова.
Ответы на эти и другие актуальные для развития культуры вопросы искали на днях участники заседания клуба политического действия "4 ноября" -московские эксперты, руководители областных учреждений культуры, представители различных творческих проектов, известные воронежские артисты, ведущие ученые, журналисты и общественные деятели.
– Выбор темы неслучаен. Российским регионам сегодня необходимо, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей и традиций, а с другой - создать экономические механизмы для эффективного развития культуры в новых рыночных условиях, - считает руководитель регионального отделения клуба "4 ноября" Алексей Карякин. - С приходом Алексея Васильевича Гордеева культурная жизнь в Воронежской области заметно активизировалась. Возросла поддержка творческих инициатив со стороны властей. А вслед за этим и бизнес начал проявлять интерес к культурным проектам.
В Дивногорье стал традиционным съезд художников "Архиарт". На хуторе Ломы Воробьевского района уже девять лет проводится Всероссийский фестиваль фольклора и ремесел "Русь песенная, Русь мастеровая". По инициативе губернатора Алексея Гордеева в Воронежеучрежден Международный Платоновский фестиваль искусств.
Постепенно в регионе появляются творческие индустрии. Их представители участвовали в заседании клуба, поделились собственным опытом и рассказали о существующих проблемах. Творческие индустрии - это, прежде всего, малый и средний бизнес.
Но сегодня в сфере культурного наследия России - государственная монополия. Например, в исполнительских искусствах большую часть организаций составляют бюджетные учреждения, государству принадлежит огромная доля телевизионного рынка, сокращается число независимых изданий и радиостанций. Однако современное государство не может обеспечить достойное финансирование этой сферы и ее работников. В результате люди зачастую воспринимают культуру как объект помощи, а не мощный экономический ресурс.
В то же время независимые художники, галереи, негосударственные театры, клубы, журналы, блоги и сетевые сообщества вполне успешны, во многом формируют "культурную карту" современности, становятся реальными общественными институтами. Именно эти сообщества являются творческими индустриями либо той питательной средой, на основе которой может формироваться культурное предпринимательство.
Арт-директор воронежской галереи "Х.Л.А.М." Сергей Горшков рассказал об удачном опыте работы своих коллег из Перми:
- Проблема России в том, что основные культурные события происходят в Москве, поэтому люди талантливые бегут из провинции в столицу. Но после активизации культурной жизни в Пермском крае у творческих людей появилась возможность реализовать себя дома, и отток талантов в столицу значительно уменьшился. Сейчас эту стратегию предлагают реализовать и в других регионах России.
Рассказывая о том, что вложения в культуру могут быть выгодными, Сергей Горшков привел пример музея-заповедника "Дивногорье", где относительно небольшие финансовые затраты привели к существенному увеличению потока туристов.
В то же время директор государственного археологического музея-заповедника "Костенки" Виктор Попов посетовал на то, что у нас в стране не развит культурный туризм. Например, уникальный памятник мировой истории "Костенки" посещают всего лишь 20-30 тысяч человек в год. А бизнес готов прийти в эту сферу, когда количество посещений увеличится в три-четыре раза. Если власти возьмут на себя решение данной задачи, то получат мощный эффект для развития и культуры, и экономики области.
Итог двухчасовой дискуссии подвел эксперт фонда "Страна Россия", член Союза российских писателей Эргали Гер, сказав, что культура является важным фактором повышения конкурентоспособности региона. Когда происходит децентрализация управления культурой, начинается ее развитие.
Участники заседания сошлись во мнении, что современной культуре нужны профессиональные менеджеры. А для успешного развития ей нужна организационная, законодательная и информационная поддержка властей.
Автор: Сергей Абросимов.
Источник: "Коммуна", N 137 (25568), 18.09.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012