18.09.10
Свеча милосердия
Заметки журналиста <|Почему у нас «мнения чужие только святы»?
Критика не нравится никому. Как правило, первая реакция на нее у всех болезненно одинакова: "Я и сам знаю о своих недостатках, так что нечего мне ими в глаза тыкать". Но если ты притерпелся к ним, и глаза "замылились" от каждодневной обыденности, а может, сил нет, чтобы исправить негодное положение, тогда как? Ответ на этот вопрос у каждого свой, и зависит он от того - кем, когда и как сделаны замечания. Сказано о неполадках, чтобы делу помочь или чтобы над замеченным поиздеваться?
…24 августа с.г. федеральная и одна из местных газет перепечатали из Интернета заметки гражданки Израиля о воронежской медицине. В нашем городе женщина была проездом, здесь у нее возникли осложнения со здоровьем, и она решила обратиться в больницу. Сначала в одну, потом в другую. Впечатления от знакомства с воронежским здравоохранением иностранка и выложила в популярном "Живом журнале" Всемирной паутины.
Впечатления эмоциональны, красочны, злы, и от них, пользуясь языком автора, можно "офигеть". Для тех миллионов пользователей Интернета, которые прежде не знали о существовании Воронежа, наш город теперь будет ассоциироваться с берущими взятки бездарными и грубыми врачами, медоборудованием середины прошлого века, больничным питанием, где чай в кружки пациентов наливают поварешкой из кухонного ведра.
Неприятно читать такое? Безусловно. Но давайте честно признаем, что многое из написанного, к сожалению, правда.
Кто из нас будет отрицать, что без "благодарности в конверте" к некоторым докторам сегодня не подступишься, что наплевательское отношение к больным укореняется среди молодых врачей? Как опровергнуть факты древнего медоборудования лабораторий, убогого больничного питания, отсутствия возможности принять душ, рваного линолеума в коридорах и палатах, протекающих потолков и стен с желтыми разводами?
Конечно, это плохо. Конечно, стыдно и горько. Но такова наша действительность. Однако разве медработники в этом виноваты?
С главным врачом больницы N3 Генриэттой Леоновой мы проходим по отделениям больницы, и я вижу, как она торопится побыстрее увести журналиста из мест, зияющих убогостью. По-хорошему, это здание давным-давно надо ставить на капитальный ремонт, но денег в городском бюджете нет, вот и отделываются косметической шпаклевкой, которая лишь больше подчеркивает бедность нашей медицины.
В советские времена она финансировалась по так называемому остаточному принципу. Нынче-то что изменилось?
Говорят, со стороны все просчеты и беды заметнее. Наверное, это так, но о недостатках по-разному можно сказать. Можно спокойно и рассудительно назвать те, которые мы в суете буден уже перестали замечать. И это будет только на пользу и руководителям, и рядовым докторам. А можно в экзальтированном всхлипе описывать второразрядные упущения, обличить мифическую молодую врачиху, лежащую на диване и смотрящую телевизор, которая, непонятно почему, вдруг "начала орать" на несчастную пациентку и выгонять ее из больницы.
В другом лечебном учреждении оказывается еще более мерзкая мегера – "тетка с накрученной высокой прической и брезгливо-недовольным выражением лица". Дальше живописуются другие, не менее отталкивающие и несимпатичные, лица, "облаивающие" несчастных больных. Ни фамилий, ни имен - лишь образы тех, кто правит бал в "чистилище". Именно так назвала воронежскую медицину залетная израильтянка.
Не хочу никого защищать, но столь безапелляционное определение сомнительно. Конечно, я понимаю, что в благополучной кофейно-шоколадной израильской жизни совсем другие реалии, и врач частной медицины готов там облизывать своего пациента с ног до головы. У нас по-другому: постоянные перестройки и оптимизации, социальная бедность и нищенские зарплаты вытравили из душ многих медиков само понятие милосердия. Люди в белых халатах стали более жесткими и прагматичными, задушевные разговоры со своими пациентами остались в прошлом.
Все это, конечно же, не радует. Бед и недостатков хватает, но прилично ли гостье вот так - мордой об стол - приложить хозяев, походя измазать черной краской, ославить на весь мир и правых, и виноватых? Думаю, это не делает чести даме из Израиля и показывает ее культурный уровень.
В Израиле на так называемое подушевое финансирование, то есть оказание медпомощи любому, даже потенциальному, пациенту отпускается 2000 долларов в год. В Воронеже - менее 5000 рублей, то есть в 12 раз меньше. При этом наша медицина - одна из лучших в ЦФО. В диагностический центр, в областную больницу N1 и офтальмологическую больницу, даже в онкологический диспансер, несмотря на тяжелейшие условия, в которых он работает, едут больные из всех областей Черноземья.
Да что там Черноземья - в обычной муниципальной стоматологической поликлинике Воронежа работает врач, к которой до сих пор приезжают бывшие воронежцы, давно уже живущие в Москве и Германии.
Автор этих строк знаком с акушером-гинекологом, рожать к которому едут женщины не только из самых дальних районов области, но и сопредельных областей. Почему? Да потому, что самую значимую в жизни женщины операцию они хотят доверить "врачу с золотыми руками".
Наши доктора - умницы и таланты. Другое дело, что государство оценивает их труд ниже, чем получает продавец киоска, торгующего стиральным порошком. Но разве люди в белых халатах виноваты в этом?
С древнейших времен эмблемой врачевания была горящая свеча с девизом: "Светя другим, сгораю сам". Многие наши целители действительно горят на работе, но, памятуя о так называемой клятве Гиппократа, они не идут с протестами на площадь. Молча выполняют свой долг. Однако в душе-то у них каково? Не потому ли число желающих гореть на ниве милосердия (именно гореть, а не отбывать срок!) убавляется с каждым годом. Печален этот факт.
Но вернемся к нашей истории. Наши чиновники отреагировали на интернетовские заметки израильской гостьи стандартно. Для проверки полуанонимных фактов публикации срочно создали специальную комиссию, которую возглавил проректор Воронежской медакадемии, профессор Виктор Бурлачук. А перед этим ушлые репортеры поставили перед телекамерой главного врача БСМП Геннадия Зимарина и стали донимать его вопросами. Он пытался оправдываться, но получалось неважно.
Но разве виноват главный врач в том, что больница задыхается от переполненности пациентами, что во всем Юго-Западном жилом районе в дикую летнюю жару не было горячей воды?! Иностранцу подобный жилищно-коммунальный хаос неведом, но для нас-то он - обычная история.
Да, в больничных палатах далеко не идеальный порядок, но за 4330 рублей немного находится женщин, желающих работать санитаркой. И как быть в этой ситуации главному врачу? Члены комиссии проверили больницу N3 и выяснили, что там плохо работают вахтеры, есть претензии к посещению больных родственниками. Не на должном уровне - вопросы деонтологии.
Но самым интересным оказалось другое.
По официальному свидетельству медперсонала, "24 июля 2010 года израильская пациентка за медицинской помощью в эту больницу не обращалась". Как все это понять?
Что касается БСМП, то там многие нарушения, указанные обиженной пациенткой, действительно, были, но они, по мнению комиссии, все же второстепенны, а вся необходимая медицинская помощь была оказана иностранке в полном объеме. В таком случае возникает главный вопрос: а почему, собственно, все так всполошились после откровений экзальтированной дамы?
Воронежские журналисты часто пишут о проблемах местного здравоохранения, приводят конкретные примеры недостатков, но реакция руководителей здравоохранения на эту критику, как правило, довольно вялая. А тут - срочное создание представительной комиссии, доклад на заседании Правительства области.
Быть может, потому такая реакция, что обличения в Интернете могли дойти до высоких московских кабинетов, и тогда потребуются объяснения?
Выходит, что критику местных журналистов и публикуемые письма воронежских больных в расчет можно не принимать? Если действительно так, то самое время вспомнить слова знаменитого грибоедовского правдолюбца Александра Чацкого: "Помилуйте, мы с вами не ребяты, / Зачем же мнения чужие только святы?"
И тогда еще один поворот темы. Не кажется ли вам, что мы с некоторым подобострастием относимся к заезжим иностранцам? Все готовы им отдать и простить - лишь бы деньги платили. Предоставляем лучшие комнаты в студенческих общежитиях, закрываем глаза на наглое поведение в общественных местах, в случае криминальных инцидентов, не дожидаясь судебных решений, бежим извиняться за происшедшее.
Достойно принимать гостей, безусловно, нужно, но склоняться перед ними в полупоклоне и каждое их слово принимать за истину, право же, излишне.
Автор: Борис Ваулин.
Источник: "Коммуна", N 137 (25568), 18.09.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012