11.09.10
Европа вышла из Костенок
Наука |Ученым удалось установить, что первые европейцы появились на территории современной Воронежской области
…У внезапно появившейся реки мифологическое животное Индера выбилось из сил. Огромный огненный шар, за которым она неторопливо шла, перепрыгнул на другой берег и стремительно покатился дальше. И стала уходить из-под лап ее почва. И исчезла тень. И ринулись из небесных хлябей потоки звезд. И река превратилась в море. Отрезало оно путь к спасению. От страха прижались к ней двое детенышей. И тогда Индера решительно опустила свою пасть в безбрежные воды.
Что произошло дальше, хорошо известно жителям Костенок Хохольского района.
В своем стремлении переправиться на другой берег Индера попыталась выпить всю донскую воду. Но ее оказалось так много, что раздувшееся от воды до невообразимых размеров тело животного не выдержало и разорвалось на части, которые и разлетелись по ближним и дальним окрестностям. И село получило название Костенки, поскольку, работая в поле и огородах, жители то тут, то там находили кости этого огромного животного.
Вот такая легенда.
Воронежская область с ее полноводными реками, текущими среди степных просторов, была заселена человеком с древнейших времен – точнее, с эпохи древнекаменного века, называемого в науке в его последней стадии поздним палеолитом. Тому подтверждение - археологический комплекс Костенки, древнейшие творцы культуры которого умели не только строить жилища из костей мамонта, изготавливать орудия охоты и рыболовства, но и прославились на весь мир созданной неизвестным гением-мастером миниатюрной статуэткой девушки. Ее пластические формы на тысячелетия вперед предвосхитили идеал женской красоты.
Костенки стоят в первом ряду археологических памятников позднего палеолита Русской равнины, исследования которых начались в 1870-х годах.
Первоначальные исследования принадлежат И.С. Полякову, который впервые установил и научно доказал заселенность Воронежской области ископаемыми людьми. Вещевой материал, накопленный в ходе первых раскопок памятников костенковского палеолита (начались в 1879 году), занял достойное место в обобщающих трудах русских дореволюционных археологов - А.А. Спицына и В.А. Городцова.
Исследования местных палеолитических памятников было продолжено и расширено после окончания Гражданской войны в 1922-1925 годы, когда к комплексам в Костенках были присоединены соседние, выявленные в селе Борщево. Новые материалы позволили П.П. Ефименко разработать первую хронологическую схему русского палеолита.
Вслед за этим археологические исследования палеолитических памятников Костенок приобрели регулярный систематический характер.
В музее села Костенки. Фото Михаила Вязового.
К настоящему времени в научный оборот введено большое число выдающихся по своему значению артефактов: многослойные палеолитические поселения (свыше 60 стоянок) и памятники позднепалеолитического искусства.
Особенного прогресса историческое осмысление палеолита Костенок достигло в конце 90-х годов прошлого века, когда археологическая экспедиция Ленинградского отделения Института археологии АН СССР, разделившись на три отряда, стала проводить комплексные исследования (руководители А.Аникович, А. Синицын и С. Лисицын) с участием зарубежных специалистов из США, Великобритании, Норвегии, Франции.
В 1999 году был организован совместный российско-американский проект исследований, а в 2001-2004 годах раскопки вовсю уже производились в рамках выработанной на его основе программы.
Параллельно все более существенную роль приобрели в исследовании памятников археологии воронежские ученые. В особенности - сотрудники специализированного археологического музея-заповедника «Костенки» во главе с известным специалистом, археологом и исследователем палеолита, нашим земляком Виктором Поповым.
Результаты совместных усилий оказались феноменальными. Раскопки поселений Костенки-12 и -14 показали, что возраст заселения среднего Придонья может датироваться временем 50-45 тысяч лет назад. Последнее было подтверждено серией радиометрических дат, полученных профессором С. Форманом по разработанной им же методике.
Более того, установлено, что памятники неандертальцев (homo habilis) не только сосуществовали с поселениями кроманьонцев (homo sapience), но и то, что их население взаимодействовало! Культура неандертальцев уходила своими истоками на Крымский полуостров. А вот откуда появились носители высокоразвитой палеолитической культуры Костенок, поначалу установить не удалось.
В 2007 году ответ на этот вопрос был найден.
В культурном слое стоянки археологам удалось обнаружить костяной предмет, напоминающий изображение человеческой головы, и орудия труда. Как оказалось, это древнейшее скульптурное изображение в палеолитическом искусстве вообще. Более того, Костенки удревнили возраст последнего на 10 тысяч лет!
Поскольку находки были выявлены ниже уровня вулканического пепла. Стоянки Костенки-12 (III и IV древнейший слои) и -14 были отнесены археологами к древнейшим из известных в Европе.
Примечательной их особенностью является четкое расположение предметов материальной культуры по слоям, два из которых представляют собой остатки поселений в несмешанном состоянии. Первое из них принадлежало охотникам. Второе - рыболовам.
Но и это еще не все. Более важными оказались результаты применения методики стимулированной люминесценции и магнитной стратиграфии. Они показали, что стоянка Костенки-14 является пока самым первым известным в Европе местом, куда через Иран, Индию и Среднюю Азию переселились мигранты с Африканского Рога.
Наиболее загадочными оказались выявленные в том же культурном слое орудия труда и ювелирные изделия, в формах которых отразилась высокая и совершенная техника пиления, сверления и шлифовки. Ранее такого типа технологии археологами фиксировались лишь для племен лесостепного Подонья, обитавших здесь на 30-35 тысяч лет позже, то есть в эпоху энеолита.
"Это переворачивает традиционные представления по истории человечества, - указывает участник международной археологической экспедиции, профессор Дж. Хоффекер из университета Колорадо в Боулдере (США). Костенки - последний регион Европы, где такие древнейшие памятники мы даже не предполагали встретить. Но теперь более чем очевидно: наши далекие праотцы пришли в Европу из района, расположенного в России".
Подтверждение высказыванию Дж. Хоффекера было выявлено на этот раз специалистами из ФРГ. Совместные с российскими коллегами их исследования артефактов из Костенок не столько дополнили, сколько перевернули все существовавшие ранее представления о людях палеолита Русской равнины. Они производились в известном Лейпцигском институте антропологической эволюции Макса Планка.
Анализу были подвергнуты костные останки из человеческого захоронения на поселении Маркиной горы, обнаруженного А.Н. Рогачевым в 1954 году. Когда оно было окончательно зачищено, взору исследователя предстала удручающая картина: погребенный мужчина был предварительно связан так, что руки его были подтянуты к груди, колени - к животу, а пятки - к тазу. В скорченном состоянии он лежал на левом боку и лицом на запад.
В строении черепа известный антрополог Г.Ф. Дебец отметил наличие негроидных черт, с учетом чего, спустя несколько лет, выдающийся антрополог тех лет М.М. Герасимов сумел восстановить внешний облик негроида с Маркиной горы.
Немаловажным и весьма перспективным оказалось и наблюдение А.Н. Рогачева об изолированности данной стоянки от соседних, что и было подтверждено раскопками в 2006 году.
Прекрасно сохранившийся скелет 20-30-летнего молодого человека был погребен на высоком берегу Дона в овальной могиле и в скорченном положении. Судя по остаткам красной краски на костях, тело умершего было спеленуто.
По сохранившимся на останках рядам костных бус и песцовых зубов археологам удалось реконструировать одежду древнейшего населения Костенок. Это была одежда так называемого арктического типа, широко распространенная у северных народов, - кожаный кафтан типа малицы, надевавшийся через голову, длинные, из той же кожи, штаны. Носил он при жизни, как полагают, кожаную, типа мокасинов, обувь. Головным убором являлась шапка, отороченная зубами песца.
Такая мода и фасон одежды - неслучайны. Они соответствовали суровым климатическим условиям позднего палеолита: территория Среднего Дона представляла собой тундру или лесотундру.
Никаких вещей в могиле не оказалось.
Археологов поразило другое: присутствие в культурном слое огромного количества диких лошадей (последняя особь из которых, по свидетельству Д.Н. Анучина, исчезла в Придонье в 80-е годы XIX века), которое не шло ни в какое сравнение с костными останками мамонтов. Последние были немногочисленны.
Рост погребенного составлял 160 сантиметров. По строению тела и внешнему облику он принципиально ничем не отличался от современных людей. Только телосложением был несколько массивнее.
Осуществленные немецкими учеными слепки внутренних полостей черепа, как и строение его самого, позволили вывести наблюдение, согласно которому, он идентичен мозгу наших современников. Такое же впечатление сложилось у исследователей относительно рук: они были способны выполнять самые различные, в том числе и весьма сложные, операции. Ножные кости позволили сделать вывод о весьма подвижном образе жизни "молодого человека": он много передвигался, прыгал и бегал.
Уникальность названных памятников в Костенках эпохи палеолита заключается в том, что, помимо всего остального (обряд погребения со следами охры, символы социального статуса и т. д.), они позволяют довольно точно датировать возраст одного из древнейших народов на территории Восточной Европы вообще.
Последний был определен на основании получения из костей скелета древнейшей ДНК (данные опубликованы в журнале "Российская археология" в 2009-2010 годах). Ее расшифровка позволила выяснить, что древнейший костенковец относится по своему генетическому коду к гаплогруппе Y2, которая очень редка среди современного населения Земли, хотя в Европе она представлена более значительно, чем в других частях современного мира.
А это значит, что первые европейцы (и не только они, как показывают современные данные) появились не где-нибудь в другом месте, а на территории нашего края, и что именно отсюда (а не наоборот) развивалась их миграция в Западную Европу.
На большую вероятность такого решения проблемы указали новейшие исследования археолога-генетика Ст. Оппенгеймера, установившего, что представители той волны мигрантов, которая переселилась с Африканского Рога в Западный Иран (предгорья Загроса) и сумевших освоить территорию до Каспийского моря, 50 тысяч лет назад распались на несколько потоков, один из которых достиг территории Дона.
Это была та общность, представители которой, по мнению исследователя, выработали в ходе освоения природных ресурсов и оседания в данном районе евразийский язык. Именно его носители примерно 40 тысяч лет назад, после ее распада на четыре субстрата, с широт Среднего Дона расселились в горах Кавказа и дали импульс к рождению тамошних древнейших (дене-кавказских) диалектов.
Отсюда же началось освоение территории Волго-Уральского междуречья и Южного Зауралья носителями протоуральских и протоалтайских языков.
Те же из них, кто еще на "некоторое время" (10 тысяч лет!) задержался в районе Костенок, как доказывают представленные им факты археологии и лингвистики, ушли в западном направлении, положив начало народам протоиндоевропейской общности.
Автор: Николай Писаревский, доктор исторических наук, г.Воронеж
Источник: "Коммуна", N 133 (25564), 11.09.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012