11.09.10
Разрушители
Cельская культура | Исчезают последние опорные пункты духовного и человеческого общения
Пойдем-ка мы по порядку.
Села эти – сначала Семидесятное и Истобное, а затем Осадчее - расположены и следуют друг за другом на одном проезжем тракте. А вот Платава - в другом направлении, но тоже, как Истобное и Осадчее, находится в Репьевском районе Воронежской области; Семидесятное же - в Хохольском.
Объединяет их всех то печальное обстоятельство, что, имея капитальные, добротные Дома культуры, построенные по специальным проектам, села эти фактически остались без оных: они нещадно разрушаются или уже разрушены.
Исключение - Дом культуры в Платаве, но, как говорят, и ему уготовлена та же участь.
…В Семидесятном клуб переделали из церкви. Было это, как вы понимаете, в воинственно атеистическое время. Но уже в другую эпоху, в нынешнюю, лет десять, как некогда прекрасное здание с изумительной акустикой и сценой превращено в развалины. Нет, стены по-прежнему крепки, их так просто, с первого наскока, не возьмешь - все-таки умели на века строить наши предки.
Мы ходили по развалинам, и наш случайный провожатый электромонтер связи Владимир Недобежкин рассказывал:
- У нас работал замечательный директор ДК - Василий Андреевич Демидов. Он был культработник по призванию. Сколько различных при нем кружков действовало, а какие коллективы и солисты! Под стать ему и киномеханик Николай Бухтояров. Он даже был удостоен звания «Почетный кинематографист России». Один он такой оказался на весь Хохольский район.
Вот и Наталья Алексеевна Бухтоярова, заместитель главы сельской Администрации, ностальгически вспоминала, как в ее молодые годы народ тянулся в клуб, сколько здесь было замечательных талантов. Один Иван Квасов чего стоил! Играл и на баяне, и на гитаре, ансамбль создал. А шофер Николай Панфилов, а Владимир Шестых!..
Киномеханик Николай Бухтояров план по сборам выполнял постоянно на двести процентов! Теперь же Николай Михайлович давно уже не "крутит" фильмы. Как только закрыли ДК, стал разносить почту по селу.
Семидесятное - село раздольное, точнее сказать - огромное: раньше два колхоза делили его территорию. Потому и сотую часть желающих прийти посмотреть и послушать выступление местного хора (все, что осталось от некогда внушительной художественной самодеятельности) в те две комнатушки - одну из которых занимает огромных размеров бильярдный стол, - ни при каком желании не вместишь.
Правда, теперь в Семидесятном не просто Дом культуры, а Центр культуры и досуга, разместившийся в домике нынешней сельской Администрации. За громкой вывеской - ущербное, утлое существование; в разрушенном Доме культуры такую площадь, что ныне отдана центру, занимали гримерка и костюмерная.
Этот пример для сравнения: что было и что есть. Правда, еще один закуток отдан библиотеке с мизерным, давно не пополнявшимся книжным фондом.
Прямо напротив бывшего разрушенного ДК, перестроенного их сельской церкви, в каких-то ста метрах, - недостроенный новый храм.
Так они печально и смотрят друг на друга: ни клуба, ни церкви.
Ровно за полтора месяца до означенного заседания Координационного совета по культуре при Министерстве культуры России, которое намечено провести в сентябре в Воронеже, в селе Истобное начали рушить Дворец культуры.
Мы по случайности оказались свидетелями сего варварства.
Здание, на фасаде которого до сих пор значится, что "искусство принадлежит народу", давно уже здесь ему не принадлежит.
Так выглядит Дом культуры в Истобном. .
... а так - в Семидесятном.
Собственно, такой Дворец культуры, как в Истобном, не во всяком райцентре можно найти. И сейчас, донельзя обшарпанный, возвышаясь над всей округой с мозаичными картинами на фасаде, он, несмотря ни на что, не утратил своей величественности.
Нынешняя глава Администрации поселения Валентина Аристова, кстати, работавшая до этого библиотекарем и активно участвовавшая в художественной самодеятельности, вступив в должность, в мае публично заявила: "Вид села на въезде сильно портит старое здание ДК (как будто в Истобном есть новое?! - В.С.).Сейчас мы оформляем его в собственность, чтобы можно было заняться сносом".
Валентина Ивановна - человек напористый, деловой и от своих слов не отступит. Раз сказано, значит, будет сделано.
И вот в начале августа принялись рушить Дворец культуры.
Я дважды приезжал в Истобное, чтобы поговорить с Аристовой, но всякий раз не заставал ее на месте - она была в отлучках на всякого рода совещаниях. Пришлось довольствоваться телефонным разговором.
Мои доводы на тот счет, что рушить построенное - никак нельзя, а надо бы попробовать возродить к жизни то, что такими огромными трудами сделано другими совсем не так уж много лет назад, не возымели никакой положительной реакции. "Акт о непригодности здания ДК принят комиссией, - стояла на своем Аристова. - Так что это не мое единоличное решение. И мы его выполним".
Потом, несколько помедлив, добавила, что рекомендация подобного рода прозвучала и свыше, а то ведь сколько еще можно слышать попреки от проезжающих через Истобное разного рода начальников, да и самих истобинцев.
А так как в своей предвыборной программе член партии "Единая Россия" с пятилетним стажем Валентина Аристова считала необходимым наладить проведение культурно-массовых мероприятий, то для последних были изысканы площади под крышей здания местной Администрации. Что и позволило Валентине Ивановне публично заявить: "Условия для отдыха в селе с открытием нового культурно-досугового Центра стали вполне приемлемые (выделено мною. - В.С.), и тут уж от работников культуры зависит, чтобы никто не скучал, чтобы молодежь активнее занималась художественной самодеятельностью".
Теперь насчет "вполне приемлемых условий".
Истобное - одно из самых больших сел в Репьевском районе. Здесь живут полторы тысячи человек, а точнее - 1542. Из них 110 работают в местных хозяйствах - ООО "Терра-Альянс" и ООО "Истобное", да плюс 150 постоянно возвращающихся с заработков со стороны, да 120 школьников и 54 дошкольника. Я уж не говорю о пенсионерах. Как всех их можно разместить в нынешнем зальчике или организовать полноценную кружковую работу, репетиции хора, оркестра, вокального или танцевального ансамблей, детских студий, фольклорных коллективов, - непонятно. Да, собственно, таковых здесь и нет.
Понятное дело, что Валентина Ивановна Аристова - исполнитель принятых решений. И потому связываюсь с начальником Репьевского отдела культуры Татьяной Овчаровой. Она в культуре человек новый и ничего не смогла в сложившейся ситуации ни прояснить, ни объяснить.
Меня, правда, удивила та легкость и непосредственность, с которой Татьяна Викторовна заявила: "Вы знаете, я не в курсе. Вот тут есть человек, может, она что-то знает..."
Все верно: не ощутишь потерю, если не было приобретения. Если б та же Аристова или Овчарова "пробивали" строительство Дома культуры, доставали стройматериалы и денежные средства, год-другой "курировали" стройку, - то, наверное, дошли бы до самых "верхних" инстанций, чтобы сохранить нынешнее здание ДК. Более того, и привели бы его в надлежащий вид.
Но, не было приобретения... А потому я не стал больше спрашивать Овчарову о причинах того, почему и в Осадчем второй год Дом культуры на замке, а само здание постепенно рушится и рушится.
Здесь также всю культурно-просветительскую работу переместили в такие же две комнатушки, как и в Семидесятном. Только, может быть, более неустроенные и неухоженные.
А ведь стационарное клубное помещение здесь очень даже приличное. Правда, семнадцать лет не было в его стенах ремонта и отопления нет, хотя газ проходит рядом, что называется - рукой подать можно.
Закрыли в Осадчем не только Дом культуры, но и детский сад, и столовую, и комбинат бытового обслуживания. Даже школу, которая здесь просуществовала не один десяток лет, посчитали "неперспективной" (двадцать учеников всего бегали на уроки). И теперь возят детей на учебу в Репьевку. Ну а учителя - кто где...
Платава - село мне хорошо известное.
Приходилось не раз бывать у здешнего художественного руководителя ДК Ивана Карцева. Человек он - не обделенный музыкальным талантом: сам песни и частушки пишет, исполнитель замечательный (все-таки даром не прошла для него работа солистом в Воронежском академическом хоре), с начинающими в музыкальном творчестве любит возиться. А еще - он воевал в Афганистане, медалями за храбрость награжден.
Вот я и думаю, если и в Платаве Дом культуры закроют, то куда пойдет бывший воин-"афганец" Иван Дмитриевич Карцев? А разговоры об этом настойчиво идут в селе. Стоило нам только остановиться возле клуба и у первого попавшегося спросить насчет того, закрывают у них клуб или нет, как со всех сторон - из школы, расположенной тут же по соседству, из магазина, из сельской администрации - набежал народ.
О том, что молодежи некуда будет пойти, если клуба не будет, а потому и закрывать его никак нельзя, наперебой нам говорили бывшая заведующая молокоприемным пунктом (теперь такового в селе нет и в помине, как нет и детсада) Мария Кретинина, учителя Елена и Наталья Горбуновы, директор Дома культуры Евдокия Ельшина, глава Администрации поселения Василий Горбунов... А ведь в Платаве проживают 270 молодых людей.
Это же обстоятельство и заставило библиотекаря с тридцатипятилетним стажем подвижницу и краеведа Евдокию Петровну Клименко написать в районную газету статью "Ломать е строить", где есть и такие строки:
"Года два назад в Доме культуры отремонтировали крышу. Мы обрадовались, думали, что переведут здание на газовое отопление, и будет наш клуб всем на загляденье. А теперь, оказывается, у него вообще нет перспективы..."
"Будем бороться за наш Дом культуры, - сказал нам на прощание глава Платавского поселения Василий Горбунов.- Нам ведь без клуба никак нельзя".
Он оказался первым и единственным из руководителей, кто решил для себя, что так просто не даст разрушить сельский клуб.
Хохольский - Репьевский районы
Автор: Виктор Силин.
Источник: "Коммуна", N 133 (25564), 11.09.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012