17.07.10
Субботний репортаж. Шатер "Арены"
Двенадцать профессионалов создали свой цирк
В Павловске нестерпимо душным июльским вечером, когда командировочному и деться некуда, подался я в цирк-шапито «Арена».
Заприметил его сразу же по приезде, неподалеку от автостанции, в той безлико-серой части города, где на фоне однообразных пятиэтажек не увидеть красно-сине-желтый шатер просто нельзя. Казалось, что этот балаган каким-то чудом перенесся сюда из киношных сказок знаменитого режиссера Александра Роу.
Но, как оказалось, режиссер и художественный руководитель здесь другой. И зовут его Армен Геворкян.
Но об этом я узнал только через неделю, уже в другую свою командировку, на этот раз в Острогожск.
Тогда же, в Павловске, представление посмотреть посмотрел, а вот поговорить с артистами не получилось. Наверстать упущенное помогла чистая случайность: мы, словно сговорившись, следовали друг за другом.
Лично для меня в цирках-шапито, колесящих по дальним маленьким российским городкам, кроется что-то романтично-привлекательное и одновременно трогательное. Может, в том повинен Александр Куприн, много писавший о странствиях циркачей или Анатолий Дуров, оставивший воспоминания о своих гастролях по Руси Великой.
…На этот раз в Острогожске, в городском саду, прямо впритык к старому зданию бывшего летнего театра, а потом и кинотеатра, обозначив площадку железной оградой, шатер цирка-шапито "Арена" выглядел не столь величественно. Может, тому причиной было черно-синее небо, похожее на огромный без начала и конца синяк и словно пресс давившее на землю.
До начала выступления было еще часа три. И двадцатичетырехлетняя опытная воздушная гимнастка и она же – начинающая дрессировщица хищников, Женя Кута сидела тут же, под навесом и о чем-то беседовала с двадцатипятилетним жонглером Стасом Обертаевым.
Дрессировщица и воздушная гимнастка Евгения Кута.
Женя и Стас рассказывали мне о себе, о том, как складывалась их творческая судьба. Женя - с трех лет на арене, Стас - с третьего класса.
- У меня и мама, и папа цирковые артисты, - говорит Евгения, - так что я из тех, кто родился в опилках.
А вот у Станислава путь на арену начинался с народной цирковой студии, куда его за руку привела старшая сестра. Потом было Московское цирковое училище, сразу же после его окончания получил приглашение работать в цирке Юрия Никулина, зарубежные гастроли, и вот - "Арена".
Так, как жонглирует Станислав Обертаев - девять мячиков в воздухе, - мало кому удается. Его номер "Игра в бильярд" - это, бесспорно, безукоризненно-филигранная работа.
- Идея-то какая интересная! - не удержавшись, восклицаю. - Когда я увидел твою "Игру в бильярд", то просто восхитился: вроде бы все так просто, а ведь никому раньше и в голову не приходило поставить номер на подобный сюжет.
- "Игра в бильярд" - это моя дипломная работа в цирковом училище, - поясняет Станислав. - Номер придумала мой педагог Любовь Кириллова, а лоск наводила режиссер Наталья Маковская.
И тут мы со Станиславом заметили, что дождик почти перестал, а Женя Кут вышла из вагончика в артистическом трико и с дюжиной колец- халахуп.
Женина мама, Зухра Круглова, тоже работает в этой программе, она тоже воздушная гимнастка. "Мама за меня всегда жутко переживает, - говорит Женя на ходу. - И потому приучила меня заранее готовиться к выходу на арену, собраться, сосредоточиться".
А еще Женя спит и видит себя дрессировщицей львов, тигров, пантер и пум. У нее муж - профессиональный укротитель хищников Хамада Кут из Египта, из цирковой династии.
- Его бабушка была первой дрессировщицей тигров. И, собственно, она и создала стационарный цирк в этой стране, - поясняет Женя.
Тут дверь в соседнем вагончике приоткрылась, и на лесенке оказался клоун Александр Капитанский. Но узнать его - хоть был он без полного грима и с голым животом - было просто невозможно: в профиль - ни дать ни взять молодой Михаил Жванецкий. И глаза как крупные смородины - озорные и лукавые. Одним словом, глаза клоуна.
Фамилия его мне показалась очень знакомой.
- В "Цирковую энциклопедию" ты попал? - спросил я Капитанского.
- Не успел еще, - ответил он с обескураживающей улыбкой.
- Откуда же я тогда тебя знаю?!
- Да, мы в Воронеже трижды на гастролях выступали. И газета "Коммуна" обо мне писала.
Вот тут-то я и вспомнил, откуда мне известна эта фамилия.
Вообще-то, Капитанский профессиональный музыкант, скрипач, прошел курс наук в знаменитой Гнесинке. Играть бы ему в каком-нибудь оркестре, и может, даже быть первой скрипкой.
Но не сошлось
Просто с детства Капитанский "болел" цирком. Родители же видели сына музыкантом. И тут его интересы и папы с мамой пришли в противоречие.
Уже после армии он попал к Народному артисту СССР дрессировщику Вальтеру Запашному - был, что называется, на подхвате, а так, если говорить по-простому, чистил клетки животных, сопровождал их в дороге. Потом служил у Народного артиста РФ канатоходца Адама Виситаева.
И только потом Капитанский стал клоуном.
Сейчас они выходят на арену втроем - сам глава семейства, его жена Мария и старшая дочь Саша.
Время, однако, поспешало к семи вечера, к началу представления. На дорожках городского сада все больше и больше появлялось родителей с детьми; они явно заранее пришли в цирк - как на праздник.
- Что в цирковом искусстве для вас главное? - спросил я Армена Геворкяна.
- Как и в любой работе - профессионализм, - ответил он. - Применительно к нам - это трюк, выполненный без сучка и задоринки. И, конечно, красиво поданный. Потому я и собрал в "Арене" двенадцать настоящих профессионалов.
Что это именно так, можно было судить по долгим аплодисментам, которые так и не смог заглушить проливной ливень, неистово тарабанящий острогожским вечером по цирковому шатру.
Павловск - Острогожск.
Автор: Виктор Силин.
Источник: "Коммуна", N 104 (25535), 17.07.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012