02.07.10
Вернисаж. Вечность и один турист
В Воронежском музее имени И.Н. Крамского открылась выставка фотографий, сделанных французским путешественником в XIX веке
В Интернете регулярно натыкаюсь на залежи фотографий, сделанных соотечественниками во время турпоездок за границу: «Я – на фоне египетских пирамид», "Я на верблюде", "Я на слоне", "Я и местные девушки в национальных костюмах", "Я и местные девушки без национальных костюмов". Кто-то на "цифровик" снимал, а большинство, кажется, - просто на сотовый: разница невелика. Лишь бы успеть улыбнуться в кадре, когда время остановится, чтобы спустя годы можно было пересматривать эти снимки в кругу семьи и вспоминать, как здорово было в Турции когда-то.
Подлинной ценности остановленного мгновения большинство, разумеется, не осознает. Но пройдет время - и ценность любого случайно сделанного кадра возрастет.
Французский путешественник Шарль Вапро, отправляясь в 1892 году в путешествие, вряд ли ставил перед собой сколько-нибудь глобальные задачи - например, эстетические. Он всего лишь очень любил Китай, где прожил не один год, а еще мечтал проехать через Россию.
Однажды его мечта сбылась. За 112 дней Шарль Вапро вместе с женой пересек континент от Пекина до Парижа. Побывать довелось, помимо прочего, в Иркутске, Красноярске, Нижнем Новгороде, Казани, Москве, Петербурге. С собой сей пионер экстремального туризма вез стеклянные пластины, на которые делал фотографии. Результатом экспедиции стали 150 негативов 18x24.
На выставке "Пекин - Амур - Париж", открывшейся на днях в Воронежском художественном музее имени И.Н. Крамского (до этого ее увидели жители Владивостока, Иркутска, Екатеринбурга, Перми, Казани и Ростова), представлена лишь часть коллекции - 60 фотографий. Некоторые фото сделаны позже, когда Вапро был главным уполномоченным китайского павильона на Всемирной выставке в Париже. Сначала он знакомился китайцев с французской культурой, а затем, как видим, и французов познакомил с китайской.
Как рассказал один из организаторов этой проходящей в рамках Года Франции в России выставки, директор арт-группы "Квадрат" Дмитрий Большаков, второе рождение показанных воронежцам работ стало результатом случая.
Впервые они были опубликованы в 1894 году в журнале "Вокруг света", затем появились в статье, посвященной Амурскому краю, на страницах энциклопедии "Живописная Россия" - но без указания имени автора. Спустя сто лет негативы этих уникальных фотографий приобрел на аукционе всего за 50 франков коллекционер Арно Жибо. Имя автора удалось установить лишь в 2006 году.
Вапро не вкладывал в изображение некий второй смысл, он просто стремился зафиксировать интересную ему как туристу реальность. Оттого и названия его фотографий просты, бесхитростны: "Французский посол в Пекине", "Деревенская церковь на Амуре", "Торговая площадь в Забайкалье", "Военные учения во Владивостоке", "Москва". Даже фотография "Выезд знатного китайца" лишена какой-либо парадности: под ногами у людей бродят куры.
Самое интересное - мелкие детали былого: кресла и ковер в доме купца Бутина, пробежавшая перед фотографирующимися дворняга. И, разумеется, лица замерших перед объективом и глядящих на нас из позапрошлого века людей. Кто-то смотрит на нас внимательно, кто-то - слегка насмешливо, а кто-то застенчиво прячет от Вечности глаза. Несколько раз попала в кадр и жена фотографа Мари - серьезная, строго одетая женщина. Судя по выражению лица (то ли скептическому, то ли застенчивому), фотографироваться ей не очень-то хотелось.
Автор: Виталий Черников.
Источник: "Коммуна", N 95 (25526), 02.07.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012