04.02.10
Театр. "У жизни всегда две стороны"
В конце 2009 года исполнилось 65 лет народному артисту РФ Анатолию Абдулаеву. В Воронежском ТЮЗе он уже 44 года, в Камерном - 15 лет
Идею побеседовать с артистом подсказали мне эти три знаменательные даты. Наверное, каждый человек в такое время подводит свои личные итоги.
На встречу с артистом мы с фотокором Костей Толоконниковым пришли в Камерный заранее, чтоб не опоздать. Попросили позвать Анатолия Гафаровича. Ждем. Тут откуда-то из кулуаров театра слышим строгий, но дружелюбный голос: "Хорошо, что они пришли пораньше..." И выходит он. Описывать, думаю, нет резона: вы его и так знаете. Проходим в зал, до спектакля еще час, так что сцена - в нашем распоряжении. Ставим на нее два стула - для меня и для Абдулаева.
Двое на сцене - народный артист РФ Анатолий Абдулаев и наш корреспондент.
Фото Константина Толоконникова.
Внимательные карие глаза будто хотят прочесть в моих, много ли я знаю о нем, зачем пожаловала... Потом напряжение спадает, и начинается непринужденный диалог, сквозь который едва слышны щелчки Костиной фотокамеры.
- Актерство - это удивительная творческая профессия. Так считают все, кто им не занят. Но для самих актеров это, вероятно, просто рабочие будни, много шума из ничего. Так ли это?
- Конечно, для меня это обычная работа. Другое дело, что она связана с исследовательской деятельностью: изучением литературы, характера героя. Да и работа над ролью - это всегда копание - в себе и в людях. Думаю, актер - это исследователь. Но и аккумулятор, который должен прежде что-то накопить, чтобы было что потом отдать. Вообще, любая профессия - это искусство, если выполнять работу качественно. Можно быть прекрасным плотником или столяром, из рук которого выходят настоящие произведения искусства. Так что мое мнение - с искусством связано все.
- На сцене вы играете роли. А в жизни?
- В жизни - не роли, а ролевые ситуации: отец, муж, служащий. На работе и дома мы находимся в разных имиджах. Они-то и диктуют нам поведение. Актер должен все это понимать и исследовать для того, чтобы потом на сцене "протащить" через определенный образ. К тому же, если актер -вдумчивый, он обязательно "тянет" какую-то свою тему.
- Какова же ваша тема?
- Я не могу об этом говорить, это должен сказать зритель, глядя мои спектакли. А я могу лишь предположить. Но право давать качественную оценку - за зрителем. Ведь будет некорректно, если я стану себя хвалить в одном месте, а в другом - напротив, говорить, что я плохо играл. Это дело зрителя.
- Говорят, среда воспитывает человека. Какая среда воспитала вас?
- Моя семья - прежде всего та, в которой я рос пацаном, моя теперешняя семья, моя жена, с которой я уже прожил почти 45 лет.
- Но ведь и на сцену вы впервые вышли 45 лет назад...
- Может, чуть больше. Это весьма приблизительная дата. Я вышел на сцену Первого русского театра имени Волкова еще студентом Ярославского театрального училища - играл служку, который отпевал Федора Волкова в одноименном спектакле. А первая "роль со словами" у меня была на гастролях в спектакле Островского "Василиса Мелентьева", там я играл шута. Когда в 1962 году в Ярославле открылось театральное училище, я попал на первый курс, набранный и руководимый удивительным человеком со своим особенным режиссерским стилем - Фирсом Шишигиным.
- Кого вы можете назвать первооткрывателем вашего таланта?
- Моим педагогом и учителем как раз и был художественный руководитель ярославского театра и театрального училища, народный артист СССР Фирс Ефимович Шишигин. К слову, также служивший режиссером в нашем Воронежском драматическом театре имени Кольцова. И свое имя воронежский театр получил именно благодаря ему, после нашумевшей постановки "Алексей Кольцов". Здесь, в Воронеже, живет сын Фирса Ефимовича, Владимир Фирсович, которому я передаю через "Коммуну" большой привет и поклон с благодарностью о его воспоминаниях об отце.
- Сейчас вы часто видите афиши со своим лицом. Какие испытываете ощущения?
- Кроме отвращения, никаких. (Смеется.) Шучу. Ничего особенного, это привычно. Сердце не замирает, и душа в пятки не уходит. Это больше нравится моей двенадцатилетней внучке. А она, кстати, в свои годы уже стала победителем пары всероссийских фотоконкурсов.
- Современное телевидение - зло?
- Нет, это одно из главных СМИ. Другое дело - программы, которые там показывают. Их создатели просто дорвались до денег и потеряли всякие критерии. Вот и происходит опустошение человеческого вкуса и взаимоотношений, смещаются понятия совести и чести. Им бы Маяковского и его "Что такое хорошо и что такое плохо"...
- А как вы относитесь к гламуризации искусства?
- Как к гнуси. А как еще? Мне это неприятно. Хотя, слава Богу, я лично к этому никакого отношения не имею. Если это происходит на телевидении, я могу переключить канал - и все.
- До каких пределов может расти артист? Есть ли предел совершенству?
- Мне кажется, "крышки" нет. Разве что крышка гроба. Так - в любой профессии.
- Насколько реальная жизнь отличается от ролей?
- В принципе, на сцене все должно быть несколько преувеличенно. Как говорил Маяковский, театр - это "увеличительное стекло, приближающее к нашему глазу самое важное и нужное". Сцена - это сгусток жизни, а не просто передача реальных событий. Ведь интересно наблюдать за тем, как человек поступает в необычных условиях. Чем и велик Шекспир - его герои проявляют себя в странных, необычных обстоятельствах.
- Чему учат вас ваши герои?
- Что-то от каждого остается как подарок. Как к днищу корабля прилипают ракушки, и потом оно ими постепенно обрастает, так и я. У многих это превращается в штампы. Это всегда печально. Потому к каждой роли нужно подходить заново. Учиться до самой смерти и думать о работе ежечасно. В противном случае ты - не артист.
- Роли, наверняка, помогают вам заново открывать себя. Какие черты вы в себе обнаружили?
- Я стал добрее, ощутил какую-то широту взаимоотношений с людьми. Бывает, перед тобой - отрицательный персонаж, но стоит поискать, где он по-настоящему добрый, в чем его рана, как я говорю - о чем он в подушку по ночам плачет, - и окажется, что он не так уж плох. Интересно посмотреть, что же у него за душой, пощупать его интересно. Потому что каждый человек глубок. Другое дело - он может не догадываться об этом. (Улыбается.) Любой человек - это планета.
- Постоянная смена спектаклей и ролей - это бесконечная суета. Не ощущали ли вы, меж тем, страха чего-то не успеть?
- Наверное, я в этом смысле счастливый человек. У меня всегда оставалось много работы, и я никогда не страдал от незанятости. Если не репетиции, то написание "капустников" с моим другом Александром Георгиевичем Тарасенко. Я считаю, что человек не должен простаивать. Но при том страха не успеть никогда не было.
- Какое событие вы считаете зенитом своей карьеры? Или, может, он еще не наступил?
- Надеюсь, что еще нет. (Смеется.) Критики отмечали спектакль "Дядюшкин сон", за исполнение роли в котором я стал дипломантом Высшей национальной театральной премии "Золотая маска" в 2000 году. Хвалят "Обломoff" - за него был признан лучшим наш актерский дуэт с Камилем Тукаевым в конце октября 2009-го в Омске. Много говорили о прошедшем полтора года назад Международном театральном фестивале "Радуга" в Санкт-Петербурге, где меня отметили за лучшую мужскую роль второго плана.
- Не думали ли вовсе оставить профессию?
- Никогда. Даже в кризисные времена, тяжелые перестроечные все равно зарабатывал этим. Я и сам ставил спектакли, но, несмотря ни на что, актерскую деятельность оставлять даже и не мыслил.
- Чем живете: прошлым, настоящим или будущим?
- Настоящим! Потому что прошлым - не интересно.
- А как же опыт?
- Опыт - это когда человек считает себя неопытным.
- Из разряда: я знаю только то, что ничего не знаю, как у Сенеки?
- Да, это, наверное, и есть применение опыта.
- Когда все хорошо, говорят, это дар судьбы...
- Все хорошо не бывает. У жизни всегда две стороны. Всегда. И жизнь, и слезы, и любовь - все вперемешку.
- Счастье временно?
- Счастье - это миг! Когда мы с коллегой, будучи на гастролях, покупали женам в подарок ювелирные украшения, он сказал: "А мне в глаза ей интересно посмотреть, когда она это увидит!" Так что счастье - это миг!
- А продлить как?
- Никак. А разве можно продлить миг?..
Автор: Анастасия Бырка.
Источник: "Коммуна", N 15 (25446), 04.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012