|
05.02.10
Мир, в котором живем. Встреча с автором
Сергей Васильев пишет книги на грани реальности и мистики. В этом его самобытность и талант
С Сергеем Васильевым меня свела газетная публикация, в которой я попытался проанализировать ситуацию, складывающуюся вокруг питьевой воды, поступающей из домашнего крана. Как оказалось, ему эта тема не просто близка, а он уже давно ею занимается. Хотя по специальности Сергей - инженер-наладчик кузнечно-прессового оборудования. После окончания в 1973 году Воронежского политехнического института объездил весь тогда еще Советский Союз, успел поработать за границей специалистом «Станкоимпорта», стать генеральным директором технического центра. В середине 90-х пришлось заняться коммерцией, после чего он снова вернулся на привычную стезю, став главным инженером одного из вновь построенных предприятий. Несмотря на внешние успехи, материальная жизнь привлекала его гораздо меньше, чем мистика человеческой души. В итоге в 2002 году было принято решение – бросить производство и заняться чисто литературным трудом. В 2009 году Сергей собрал все, что публиковалось в журналах и ранее издавалось в Москве, в серию "Собрание культовой мистики", которая будет состоять из десяти книг. Печатается он под двойной фамилией: Дубянский (Васильев). С чем это связано? С этого вопроса и начался мой разговор с ним. - Васильев я по паспорту. Фамилию Дубянская носит моя мама. Ее отец - Василий Павлович Дубянский, человек героической судьбы. В годы Великой Отечественной 35-я гвардейская дивизия, которой он командовал, стояла насмерть под Сталинградом, не пропустила фашистов через Волгу. Уже будучи в звании гвардии генерал-майор, в 1946 году он был зам.командующего Воронежским округом, затем командовал суворовским училищем в Воронеже. Я очень дорожу этой фамилией. - А что значит "культовая мистика"? Или это так, модное словечко? -Модное. И я его не очень люблю, но куда денешься, если оно понятно аудитории. Вообще, мистика включает в себя все, не поддающееся пониманию и изучению, но способное влиять на человеческую жизнь. - Что-то вроде судьбы? - Не совсем. Судьба - это предопределенность, а с мистическими субстанциями мы можем общаться… вернее, они с нами. Мистические сущности не ставят целью поработить или уничтожить человечество, а живут в собственном мире, периодически пересекающемся с нашим. Они присутствуют рядом с нами постоянно, только не всегда проявляют себя настолько ярко, чтоб мы заметили их своим, извините, примитивным сознанием. -То есть, вы выискиваете мистику в обычной жизни, где нет ни "воплощений дьявола", ни "восставших из ада"? -Я ничего не выискиваю. Мистика существует сама по себе, и желающие могут увидеть ее, а нежелающие вполне довольны мистикой "массовой", призванной пощекотать нервы и выдавить лишнюю каплю адреналина. Кстати, я их прекрасно понимаю - так проще жить. -Ну и давайте жить проще! Зачем забивать голову? -Забивать голову - это, на мой взгляд, значит ориентировать людей на что-то конкретное - например, на определенный сорт пива или прокладки с крылышками, а я всего-навсего предлагаю подумать, что, возможно, существует иная трактовка не только событий, но и всего нашего существования. И я ничего не придумываю. Что-то сам вижу, что-то мне рассказывают, что-то даже читаю в газетах, а потом даю не совсем традиционную версию событий. Подчеркиваю - версию! А насчет идей, так я не проповедник и не делаю никаких выводов, не учу жить правильно и не осуждаю живущих иначе. Скажу больше, я даже собственным героям не навязываю своей воли - они строят отношения самостоятельно, а я лишь фиксирую процесс. -Это как? Вы же автор! - На эту тему мы часто спорим с друзьями-художниками, которые считают, что композиция должна быть продумана заранее. Может быть, в натюрморте так и правильно, а когда пишешь мистику, это невозможно. - То есть, начиная писать рассказ, вы не знаете, чем он закончится? -Да. Все - как в жизни. Понимаете, когда мой герой находится на распутье (начиная с того, в какой транспорт сесть, и кончая, убить или не убить, к примеру), я просто закрываю глаза и вижу, как он поступает. Это потрясающее состояние соучастия, но чтоб его достичь, требуется героя создать, а не придумать и описать. Улавливаете разницу? Правда, по мнению некоторых критиков, из-за этого в моих вещах затянутые начала - ну, так я ж сам знакомлюсь с героями и должен познакомить с ними читателей, а не тупо продекларировать их положительные и отрицательные качества. - А вы не считаете, что в наш век, переполненный информацией, людям не нужны такие сложности - читая книги, они хотят отдыхать, а не решать проблемы, которых и так хватает? -Вы о пользе "ироничных детективов"? Конечно, у них есть своя аудитория, и я ни в коей мере на нее не посягаю, однако, поверьте, очень многие, живя среди компьютеров, всяких "умных домов", GPS-навигаторов и SMS-бесед, уже боятся потерять способность думать и разговаривать нормальным человеческим языком. И в литературе идет та же деградация ... знаете, мне в свое время говорили в одном московском издательстве - наш читатель не поймет то, что вы пишите - ему надо чего попроще. Вот с каждым годом планка и опускается все ниже, и вслед за ней уровень читательского восприятия. А я ведь тоже пишу не философские трактаты о смысле жизни - наоборот, большей "бытовухи", чем у меня, придумать трудно; вопрос в том, как на нее посмотреть. - Если честно, вы меня заинтриговали. -Я рад. Знаете, кризис в душах гораздо страшнее кризиса экономического, потому что второй вытекает из первого. Я не берусь разрешать ни один из них, но если новый взгляд на вещи хотя бы кого-то подтолкнет разобраться в себе, то бумагу и время я переводил не зря. И ведь продолжаю переводить!.. -Тогда творческих успехов.
Автор: Валерий Казанов. Источник: "Коммуна", N 16 (25447), 05.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|