|
10.02.10
По следам нашей юности. Мост
15 февраля – 21-я годовщина вывода советских войск из Афганистана Памяти боевых друзей посвящается
Саланг. Через этот перевал проходит основная транспортная артерия, соединяющая север страны с центром и югом. Горные вершины высотой более трех тысяч метров, каньоны и горные ущелья, дорога к тоннелю, идущая серпантином не более восьми метров шириной, десятки лавинозащитных галерей, сотни различных мостов. Все эти инженерные сооружения были сведены в одну систему и представляли собой сложный дорожный маршрут, который ежедневно преодолевали сотни машин, осуществляя снабжение наших войск боеприпасами, продовольствием, другими материальными средствами.
Командир 45-го ИСП подполковник Геннадий Белоус..
Саланг. Декабрь 1988г.
По этой беспокойной трассе проходил основной трубопровод, снабжая группировку наших войск горючим. Камнепады, сели, снегопады, постоянные обстрелы движущихся колонн моджахедами создавали дополнительные трудности функционирования этой дороги. Для охраны важных инженерных сооружений выделялись специальные части и подразделения, оборудовались заставы, личный состав которых постоянно нес службу на блок-постах, охраняя важные военные объекты. Специалисты инженерных войск, в том числе и 45-го инженерно-саперного полка, выполняли важные инженерные мероприятия по поддержке дорожного полотна в рабочем состоянии, постоянно осуществляли проверку дорожного покрытия и местности на наличие мин и фугасов. С помощью специальных приборов и подготовленных собак проверяли идущую по тоннелю технику на наличие в ней взрывчатки, во избежание подрыва тоннеля и других инженерных сооружений. Декабрь 1988 года выдался на Саланге суровым. Морозы свыше 20 градусов, снежные заносы. Уже осуществлялась операция по выводу наших частей и подразделений на территорию СССР. Четко спланированный график вывода подразумевал постоянное функционирование всей трассы движения от Кабула до Хайратона. Экипаж танка, стоящего на охране моста в метрах 40-50 от заставы, вел наблюдение за объектом. Мороз и непогода загоняли людей под броню. Сталь хоть и не грела, но защищала лицо от ветра и снега. Под утро мороз усилился, опустился небольшой туман… Страшной силы взрыв потряс округу, взметнув ввысь столб огня и камней. Прочная броня танка защитила экипаж от неминуемой гибели. После того как пыль и гарь рассеялись, командир танка увидел на месте моста обломки и нагромождение металла. «Срочно на заставу!» - крикнул он механику-водителю. - Бегом, доложи начальнику заставы - мост "духи" взорвали!" Звонок телефона дальней связи разбудил меня в начале шестого утра. "Товарищ командир! -услышал я в трубке голос взволнованного телефониста. - Вас со штаба армии, срочно спрашивают!" Звонил заместитель начальника штаба 40-й армии полковник Кицак: "Товарищ полковник, в районе 17-й заставы, на перевале Саланг, взорван автомобильный мост, в настоящее время уточняются причины его подрыва. Командующий армии приказал срочно организовать инженерную разведку места подрыва моста, уточнить все вопросы, касающиеся его восстановления, и через три часа доложить ваши предложения по его восстановлению". Три часа - срок немалый, но как отправить на выполнение задачи людей, технику, когда на улице еще темно, когда вдоль трассы на Саланг еще не выставлены блок-посты, и любые действия, связанные с движением людей и техники, превращают их в потенциальную мишень и жертву? Вызвал начальника штаба полка, командира взвода разведки. Уточнил задачу. По имеющимся у нас данным, фотоматериалам, оставленными нашими предшественниками, взорванный мост был металлический, более 40 метров длиной, без промежуточных опор. Ни одно мостостроительное инженерное средство, имеющееся на вооружении в полку, не перекрывало пролет этого моста. Было принято решение восстанавливать взорванный мост с использованием половины комплекта, имеющегося у нас в резерве металлического моста САРМ, использующегося в основном подразделениями тыла и дорожных войск. Доложили решение в установленные сроки командующему 40-й армии Б.В.Громову и приступили к его выполнению. Взорванный мост, словно бритвой, срезало с опорных "быков". Минировали "духи" в спешке, заряды размещали неравномерно, поэтому мост не обрушился полностью, а, надломившись, завис своими концами над ущельем и создал тем самым дополнительное препятствие для восстановления. Необходимо было его "доразрушить". Дорожники приступили к сборке нового моста на проезжей части дороги, саперы минировали поврежденный мост и готовили его к новому подрыву. Автоматная очередь прозвучала как-то неожиданно, словно стрелял кто-то из хлопушки, потом ударил пулемет - громче, отчетливей. Кругом - горы, сложная местность. Определить, откуда ведется стрельба, очень непросто. Те, кто взрывал мост, пытались помешать его восстановить. Работа временно прекратилась. Танк прикрытия, стоящий рядом, ударил из пушки сразу по близстоящему на горе дувалу. Пыль, камни, доски - все полетело в стороны. Сержант-минометчик молча сунул обойму мин в свой "василек" и под огнем начал методически обстреливать предгорья. "Сейчас я его достану, сейчас..., -твердил он, ведя огонь. Видел он врага или нет, я не знаю, но вел огонь. Автоматная стрельба так же внезапно прекратилась, как и началась. А стрелок-минометчик еще долго давил на педаль гашетки своего миномета, приговаривая: "Я вам покажу мост!.." К середине дня все было закончено. Старые конструкции моста были уничтожены. Новый мост прочно стоял на старых опорах, к исходу дня начали пропускать через него скопившуюся технику. Трасса продолжала работать. Командующий Б.В.Громов был краток и скуп на похвалу: "Спасибо, ребята... Вы, как всегда, молодцы!" Стоит этот мост и сейчас - как память о погибших саперах. Стоит - как символ мужества и доблести той далекой и близкой войны. Сколько таких и других мостов было построено, восстановлено за десять лет афганской кампании! Сколько пройдено и оборудовано дорог, обезврежено мин и фугасов... Потом были: марш 45-го инженерно-саперного полка в Союз, встречи с родными и расставания с боевыми друзьями.
Геннадий Белоус (стоит в центре) перед выездом на боевые действия. Чарикар, 1988г.
Прошел двадцать один год, но Афганистан забыть невозможно. По-разному можно относиться к этой войне, у каждого своя о ней память. Как участник и свидетель боевых действий могу с уверенностью сказать: простой советский солдат, которому мы, офицеры, обязаны всеми своими заслугами и жизнью, не струсил, не сломался, не стал мародером и убийцей, с честью прошел через все трудности, испытания, невзгоды войны, до конца оставаясь верным принятой военной присяге, своему воинскому долгу.
Автор: Геннадий Белоус, полковник в отставке, командир 45-го инженерно-саперного полка (1987-1989гг.). Источник: "Воронежская неделя", N6 (1939), 10.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|