|
10.02.10
Под крылом коршуна
Книжные берега
Россошанский район давно соперничает с губернской столицей в части литературных талантов. А по яркости, самобытности дарований, пожалуй, что и превосходит Воронеж. Доказательство тому - две книги россошанских авторов. В издательстве имени Е.А.Болховитинова наконец-то вышел сборник стихотворений Светланы Ляшовой «И вновь побеждает любовь!». Эта тоненькая книжечка библитекаря из Старой Калитвы с небогатой полиграфией и не самым оригинальным названием, "томов премногих тяжелей". Хотя Юрий Кузнецов считал, что "для прекрасного пола в поэзии существуют только три пути: рукоделие (путь Ахматовой), истерия (тип Цветаевой) и подражание (общий безликий тип)", Светлана Ляшова, на мой взгляд, освоила сразу два пути, избежав третьего. В стихах она прежде всего - женщина: : "Я прачкой рождена, славянская жена//От мезозойских зол и первородной пены". Это во многом программное стихотворение заканчивается так: На берегах иных забыли обо мне Все те, кто в городах, кто в солнце верит слепо У высохшей реки, у вызревшей строки Лежит мое замызганное небо. Апелляция к городу как к полюсу другой - бездумной, легкой - жизни проходит на протяжении всей книги. В стихотворении "Горожанину" Ляшова пишет: "Что ты знаешь обо мне// Там, в столичной быстрине// Увлекаемый потоком//Пребывающих во сне?" Но и с деревней у Светланы отношения не сложились. Здесь, "за пазухой России", раньше было "крепостное житье в развеселом колхозном раю..." А теперь "в безверии небо свинцово немеет", и в "безликие дни, бесфонарные ночи" "все ниже и ниже под горестный мат пролетает звезда". Это стихотворение "Землякам" заканчивается горьким признанием: ...Осветит луна, как скупая лучина Полынное поле, до боли ничье: Никто не вскпакнет, если ночью грачиной На звезды рассыплется сердце мое. У Ляшовой деревня - "извечная боль и загадка". И еще и личная история о том, как ее, крылатую, которая "то с книжкой, то с "приветом", хотели заставить "жить по-коровьи, праведно, как все, и помышлять о сене и овсе". Но, слава Богу, ее не "переделали", и даже в мире, где "огорода родимый квадрат и ласковый сад, как подросток, ранимый", она не утратила способности слагать стихи, которые в ее понимании - "данное свыше дыханье..." И не утратила способности ощущать большую страну. Удивительное в этом смысле стихотворение "Бумеранг". "Еще не возвратился бумеранг.// Поверх домов высотных и яранг// Он все летит, туманы рассекая... " Это символ и неотвратимого возмездия и надежды. Хотя с оптимизмом у автора негусто: "Как хорошо, что мы живем в России// Где труд и бедность не оставят нас". Но правдивость, глубина, трагическое осознание бытия, рассказ о жизни "между радугой и бездной" - все это и есть настоящая поэзия. Хотя в творчестве росссошанского прозаика Леонида Южанинова и присутствует его уральская родина, со Светланой Ляшовой его роднит черноземное отношение к жизни, ушибленность степным пространством, ощущение судьбы как парящего в небе коршуна. Сборник рассказов Южанинова для детей и юношества "Гармонь" вышедший в издательстве ООО "Пресса ИПФ" при содействии главы администрации Россошанского района Ивана Герасименко, - книга беспрецедентная для нашего времени. В соавторстве с Леонидом Южаниновым выступили юные художники Россоши. Книга иллюстрирована их цветными рисунками, выполненными под руководством преподавателей изостудий и школ города. Благодаря полиграфистам ОАО "ИПФ "Воронеж" книга получилась красивой и нарядной. Но по содержанию она отнюдь не праздничная. Автор, обращаясь памятью в свое послевоенное детство, показывает суровую правду бытия, не скрывая темных сторон жизни. Впрочем, были тогда и праздники. Об одном из них автор рассказывает в заглавном рассказе "Гармонь". О том, как на Николин день гуляли в избе гости. И как Ваня Колесо играл без устали, "словно чувствуя какую-то вину перед напарниками-гармонистами, сложившими головы" на войне. Южанинов мастерски передает настроение деревенской гулянки. Вот красавица Таня Солодовникова топает ногой и требует "Барыню!". Колесо "залихватски разводит меха". "По избе разносится серебряный перебор. Таня передергивает плечами, срывается с места. Пляшет она легко и красиво. Кажется, ноги не касаются пола, все ее молодое сильное тело - в движении. Пляшет самозабвенно, подпевая в такт музыке. У миленка моего Поговорочка на "о", Ну и пусть она на "о" - Все равно люблю его". Обида на город звучит у Южанинова так же, как и у Ляшовой. В рассказе "Дети Золушки", отвечая на вопросы сына, как жить после смерти Сталина, мать с обидой говорит: "Хлеб ростим, а едим лебеду да лесной мох вперемежку с ржаным охвостьем. А наш-от хлебушко уминает горожана с американской тушенкой. Вот и посуди! Выходит, колхозники нашему государству - падчерица, а горожана — любимая дочь". А вот что говорит о русских Иван из рассказа "Студеные дни" : "Недружные мы! Душой запаршивел народ, мужики - как свиньи, жиром заплыли, а силы-то нет: то больной, то алкаш, то интеллигент…" Вот такое серьезное чтиво для наших детей. Не в развлечение, а в размышление. Пусть извлекают уроки и думают, как сделать жизнь лучше и справедливее.
Автор: Святослав Иванов/ Источник: "Воронежская неделя", N6 (1939), 10.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|