12.02.10
Экономика. Есть поиск - будет результат
На "Вагонреммаше" создана эффективная модель управления крупным предприятием
Воронежский филиал ОАО "Вагонреммаш" - одно из немногих предприятий, которое на практике демонстрирует способность жить и развиваться, несмотря на самые сложные финансовые условия. И вместо того, чтобы кивать на кризис, здесь пытаются строить долгосрочные планы и воплощать их в жизнь. Такая жизнеспособность вкупе с плюсовыми экономическими показателями и стала причиной того, что предприятие вошло в число лучших в Воронежской области по итогам 2009 года.
О том, как это удалось, мы беседуем с Валерием НИКОЛАЕВЫМ, генеральным директором ОАО "Вагонреммаш" - дочернего общества ОАО "РЖД", куда входят три вагоноремонтных завода - воронежский, тамбовский и новороссийский. Валерий Иванович еженедельно бывает на заводах, лично вникает в суть дел.
Гендиректор ОАО "Вагонреммаш"Валерий Николаев.
- На прошлой неделе президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин заслушивал отчеты генеральных директоров основных дочерних обществ, - говорит Валерий Николаев. - Работа нашего коллектива в 2009 году оценена высоко. По итогам года мы стали единственными среди вагоноремонтных заводов страны, кто сработал без убытков. Президент компании поблагодарил и поздравил нас с этим достижением. И это действительно была наша общая победа. На одном только воронежском заводе было отремонтировано 665 вагонов, сформировано и отремонтировано 3962 колесные пары, выпущено и отгружено заказчикам продукции и оказано услуг на сумму 2118 миллионов рублей. Были созданы новые производственные участки, освоены новые виды продукции. Закуплено более двадцати единиц оборудования, которое поможет улучшить качество и конкурентоспособность продукции.
К концу года здесь изготовили уникальный передвижной консультативно-диагностический поезд "Здоровье" - "Федор Углов" - для Восточно-Сибирской железной дороги. Впервые были применены моноблочные крышевые кондиционеры отечественного производства с режимом отопления, внедрена система отопления на жидком топливе, установлено современное медицинское оборудование.
Мы вышли на мировой уровень партнерства. В 2009 году провели переговоры с немецкой фирмой "Knorr-Bremse" по созданию совместного производства тормозных систем и других деталей пассажирского подвижного транспорта. Проект даст возможность внедрить современные технологии и обеспечить рабочими местами сотни воронежцев.
- Валерий Иванович, вас считают жестким, но справедливым руководителем. Сложно балансировать на столь тонкой грани?
- Мне трудно характеризовать собственный стиль управления. Знаю одно: я не требую от людей ничего сверх того, что они должны делать согласно должностным инструкциям. Но то, что входит в непосредственный круг их обязанностей, они должны делать хорошо. Сама специфика производства диктует такие жесткие правила. Поэтому у нас нет места "несунам", бездельникам или пьяницам. Мы добились того, что сегодня на заводе не увидишь праздношатающихся или ничем не занятых рабочих. "На работе надо работать!" - для кого этот нехитрый лозунг является откровением, с тем мы легко расстаемся. За добросовестный же труд платим достойную заработную плату.
Во всем мире огромное значение уделяют таким, на первый взгляд, непроизводственным вопросам, как корпоративная культура, этика, миссия предприятия. И неспроста. На самом деле все эти понятия влекут за собой ощутимый экономический эффект. Рабочий, которому создали нормальные условия для работы, который интересно проводит внерабочее время, совершенно по-иному относится к своим должностным обязанностям.
Помня об этом, мы не экономим средства на благоустройстве территории, ремонте помещений, социальных программах и так далее. И сегодня этим уже никого не удивишь - люди привыкли к цивилизованным условиям работы, чистоте и порядку. А ведь еще сравнительно недавно, в 2000 году, предприятие не могло себе позволить самого элементарного - было около 400 миллионов рублей долгов, работники месяцами не получали зарплату. Зато у нас было такое отчаянное желание поднять производство и сделать продукцию рентабельной, что ситуация просто не могла не измениться.
- В чем, на ваш взгляд, секрет успеха вашего стиля управления?
- По моему глубокому убеждению, успех любого предприятия начинается с ежедневного повышения квалификации его работников. Причем это касается не только специалистов рабочих профессий, но и ИТР, и руководителей всех уровней. Я сам использую любую возможность ознакомиться с опытом других предприятий, чтобы впоследствии внедрить все самое передовое и верное.
Еще в бытность мою начальником цеха я проводил со своими подчиненными ежедневные часовые занятия. Скептики, считающие такое обучение лишним, позже были посрамлены - мы стали безусловными лидерами и передовиками.
- А как относятся подчиненные к такому добровольно-принудительному обучению?
- Отношение поначалу скептическое, а потом... благодарят. Ведь новые технологии - не только интересны, но и во многом облегчают труд, оптимизируют процессы. В эти дни мы работаем над новым проектом - внедряем автоматизированную систему управления, которая позволит в режиме реального времени контролировать все производственные процессы. И на этом не остановимся. Мы будем продолжать осваивать новые виды ремонта и укреплять свои позиции на рынке услуг по ремонту пассажирского подвижного состава. Будем улучшать условия труда. Будем стремиться занимать лидирующие позиции. По-другому сегодня просто нельзя.
На днях Валерий Иванович отметил свой день рождения. Редакция "Коммуны" присоединяется к поздравлениям и желает ему всего самого наилучшего.
Автор: Марина Калинина.
Источник: "Коммуна", N 20 (25451), 12.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012