12.02.10
Имя в науке. "Тополь Вересина"
С одинаковой увлеченностью он создавал новые культуры сосны, дуба, березы и переводил с немецкого стихи Гете
Он был завсегдатаем нашей "Коммуны". Наведывался в редакцию часто. И никогда не приходил просто так, с пустыми руками: статью ли о воронежских лесах, о тех, кто его выращивает и холит, или заметки ученого-селекционера - обязательно что-нибудь да приносил.
...Профессии лесовода Михаил Вересин обучался в Хреновском лесном техникуме. А после учился на лесном факультете Воронежского сельхозинститута (позднее этот факультет был преобразован в ЛТИ).
Профессор Михаил Вересин
Проработав же несколько лет в лесничествах, М.Вересин поступил в аспирантуру. Направлением его исследований стала селекция и семеноводство. Им созданы культуры сосны, дуба, березы, орехов, елей, тополей в Воронежской области. В свое время широкую известность получил гибридный тополь "воронежский гигант", или, как еще его называют, "тополь Вересина".
Михаил Михайлович часто выступал с интересными материалами в прессе. Читатели узнавали из его очерков об основоположнике учения о лесе Г.Ф.Морозове, знатоке теории и практики лесовыращивания С.А.Самофале, лесоводе Н.К.Генко, ученом и педагоге В.П.Тимофееве и о многих других славных именах естествоиспытателей. Очерки были написаны увлекательно, хорошим литературным языком. Но вершиной писательского мастерства ученого стала его книга "Рассказы о лесах и деревьях", вышедшая в 1981 году и ставшая давно библиографической редкостью. Эта книга - настоящий гимн красоте земли.
Он был человеком неравнодушным и активным: много ездил, выступал, встречался с молодежью, коллегами из других вузов. Семинары, симпозиумы, экскурсии - все это отнимало немало времени, но и радовало ученого. Он и меня привлекал к этим поездкам. Сейчас с удовольствием вспоминаю, как довелось нам побывать в Теллермановском опытном лесничестве, Сомовском лесхозе, Семилукском лесопитомнике, в Хреновском лесном техникуме.
Михаил Михайлович слыл большим эрудитом. Он прекрасно знал и любил русскую и зарубежную литературу, музыку, театр, живопись. О чем бы или о ком бы ни зашла речь, Михаил Михайлович мог поведать присутствующим то, чего они совершенно не знали. Часто слышала я из уст ученого сонеты Шекспира, стихи Роберта Бернса.
Ученик Михаила Михайловича, доцент кафедры лесных культур и селекции Алексей Сиволапов вспоминает:
- Много лет прошло, а все не могу забыть этот случай. Как-то возвращались мы из Хоперского заповедника. Дорога была отвратительная, езда утомляла. Вдруг Михаил Михайлович начал декламировать... "Евгения Онегина". К нему подключился профессор ВГУ Сергей Иванович Машкин. Так они поочередно и читали Пушкина.
Человек феноменальной памяти, Вересин многим интересовался всерьез и основательно. Перевел, к примеру, стихотворение И.Гете "Гинкго двулопастный". До Вересина еще никто его не переводил с немецкого на русский.
Любовью же всей жизни профессора Вересина было творчество Лермонтова. Одна из глав его "Рассказов о лесах и деревьях" так и называется - "Лермонтовские деревья". Воронежский ученый собирал о поэте (по крайней мере, старался) все, что выходило в свет. В солидном томе "Лермонтовские энциклопедии" о сослуживце Лермонтова Ипполите Вревском сказано очень кратко, в 14 строк. Михаил Михайлович этой несправедливостью был огорчен. И вскоре появился в газете очерк лесовода, который так и назывался "Ипполит Александрович Вревский".
Родившийся в Москве (сегодня ему исполнилось бы 100 лет), но всю жизнь проживший в Воронеже, Михаил Михайлович горячо любил наш город. Ему здесь было дорого все - и старинные дома, и дуб-ветеран в Бринкманском саду, которому, по определению Вересина, уже в 1980 году насчитывалось 200 лет.
Но вот осталась неосуществленной мечта ученого о возрождении красочного мозаичного панно. Оно украшало фасад дома Петрова, расположенного на площади Ленина. Панно изображало Петра Первого, провожающего воронежские корабли на Азов.
...Тучи, ветер рвет шляпы с голов и бумаги из рук свиты царя Петра, гнет вершины деревьев, развевает одежды. Мощная фигура царя в темно-зеленом кафтане, взгляд и жест руки устремлены к кораблям. Их "крылатый караван" с надутыми парусами, развевающимися вымпелами и флагами, величаво выходит на водный простор. Вдали - холмы с силуэтами городских башен.
Можно было подолгу смотреть на это замечательное произведение искусства. Оно было хорошо видно из Кольцовского сквера. Во время войны дом внутри выгорел, но осталась "коробка", и главное - не пострадало панно. Почему никто не удосужился его разобрать и сохранить - не известно. Снесли вместе со стеной. Никто не сделал копию. В запасниках краеведческого музея осталась фотография в черно-белом варианте. М.М.Вересин многократно предлагал связаться с исследователями творчества Е.Е.Лансере, который считался автором панно, с сотрудниками Третьяковской галереи. Возможно, сохранились эскизы, по которым выполнено панно. Но никто так и не поддержал его.
А сколько старания приложил Вересин к увековечению памяти трагически погибших лесничих Г.А.Корнаковского и М.Д.Никольского!
Эти и ряд других дел характеризуют ученого-лесовода как страстного краеведа и исследователя культурного прошлого нашего города. Но основным все-таки для Вересина было служение лесу, воспитание будущих лесоводов. И Воронежская государственная лесотехническая академия, отмечая столетие М.М.Вересина, выпустила его научные труды, а также сборник воспоминаний учеников, друзей.
Сегодня же состоится Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная знаменательной дате в жизни академии.
Автор: Людмила Суркова.
Источник: "Коммуна", N 20 (25451), 12.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012