16.02.10
Наполнить школы энергией молодых
Год учителя | Сегодня в области, как и в стране, остро стоит проблема хороших педагогов. Готовить их - целая наука
В Санкт-Петербурге на Первой Педагогической ассамблее был дан старт Году учителя. К участию в серьезном разговоре, посвященном сегодняшнему и завтрашнему дню нашей школы, были приглашены лучшие педагоги и ведущие педагогические вузы России.
Впечатлениями от грандиозного мероприятия, а также видением роли учителя в современном мире с "Коммуной" поделился ректор Воронежского государственного педагогического университета Александр ПОТАПОВ.
- В течение двух дней на Первой Педагогической ассамблее в Санкт-Петербурге обсуждались проблемы российской школы и современного учительства, - рассказал Александр Сергеевич. - Особое внимание было уделено реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". На открытии педагогического форума Президент Дмитрий Анатольевич Медведев сообщил, что утвердил эту инициативу.
- Александр Сергеевич, что именно назвал Президент в числе самых больших проблем современной школы?
- Дмитрий Медведев в своем выступлении отметил несколько основных проблем: низок престиж учительского труда; низкий уровень заработной платы учителей; недостаточно высокий уровень воспитательной работы; в школах мало молодых учителей. Инновационные программы, методы, средства обучения - все это должны осваивать молодые. На ассамблее Президент подчеркнул: "Школы должны наполняться энергией молодых". А молодых учителей нужно готовить. И если классические университеты в большей степени ориентированы на подготовку научных кадров и преподавателей высшей школы, то, согласно статистике, около 80 процентов учителей школ Воронежской области - это выпускники педагогического университета. Поэтому мы считаем подготовку молодых учителей задачей для педагогического вуза.
- Не ощущаете ли конкуренции со стороны других высших учебных заведений?
- Конечно, ощущаем. Поэтому мы проводим большую работу по поиску своего абитуриента, и не только в пределах Воронежской области. Она дает свои результаты. На недавнем (7 февраля) "Дне открытых дверей" все пришедшие не поместились в актовом зале нашего университета. Среди педагогических вузов Центрально-Черноземного региона Воронежский педуниверситет - признанный лидер. Мы всегда были крупным вузом, количество студентов доходило до 11 тысяч человек, и все подготовленные учителя, трудоустраивались. В большинстве случаев возвращались к себе на родину. В настоящее время мы поставляем педагогические кадры не только в Воронежскую область, но и в другие регионы.
- Какую роль в реализации программы "Наша новая школа" отводите вашему учебному заведению?
- Коллектив педагогического университета обязан всемерно содействовать учителям, руководителям общеобразовательных учреждений города Воронежа, области в реализации всех пяти направлений, составляющих содержание национальной инициативы "Наша новая школа". Это научно-методическая, консультационная помощь учителям при переходе на новые образовательные стандарты, разработка контрольно-измерительных материалов для оценки текущих и остаточных знаний учащихся и при переходе их на другую ступень обучения, активная работа преподавателей вуза по поиску, поддержке и сопровождению талантливых учеников, развитию учительского потенциала, повышению их квалификации и так далее.
Все эти направления нашей деятельности 28 декабря 2009 года обсуждались на заседании ученого совета с приглашением заместителя руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Алексея Фактора и руководителя Управления образования городского округа город Воронеж Константина Викторова.
- Сегодня в СМИ много говорится о необходимости создания центров педагогического образования. Что это за структуры? Есть ли у педуниверситета интерес к этой теме?
- Резолюция Педагогической ассамблеи рекомендует развитие педагогических университетов как крупных исследовательских центров подготовки педагогических кадров, осуществляющих масштабные исследования проблем образования и уровневой системы педагогического образования. Она включает повышение квалификации и переподготовку специалистов для сферы образования, получение дополнительного профессионального образования и второго высшего педагогического образования. Вот это и есть центры педагогического образования. И их в нашей стране, учитывая ее территорию, должно быть достаточно много. Тогда можно будет обеспечить должный уровень образования.
Исторически сложилось так, что повышение квалификации учителей было оторвано от их подготовки: готовить учителей в педагогических вузах - дело государства, а переподготавливать - дело (то есть - деньги) области. Поэтому при создании центров педагогического образования придется консолидировать финансовые ресурсы разных уровней. Воронежский госпедуниверситет готов стать основой такого центра в нашем регионе.
На протяжении почти 80-летней истории университет всегда активно взаимодействует с дошкольными, общеобразовательными и средними профессиональными учебными заведениями. Мы всегда участвовали в переподготовке учителей на базе Института усовершенствования учителей или Воронежского областного института повышения квалификации работников образования. В плане реализации одного из направлений президентской инициативы мы уже сегодня готовы предложить до полусотни различных программ и курсов переподготовки учителей, как в предметной, так и в психолого-педагогической области.
Многие учителя контактируют с нашими кафедрами и лабораториями, внедряя у себя в школах инновационные методы обучения. Вот уже несколько лет у нас существует Ассоциация непрерывного педагогического образования, в которую, кроме нашего университета, входят Борисоглебский педагогический институт и все учреждения среднего профессионального образования региона, реализующие педагогический профиль.
- На ваш взгляд, почему тема школы именно сейчас так актуальна?
- Президент в Послании Федеральному Собранию поставил задачу необычайной важности - перевод экономики России на инновационный путь развития. "Умная экономика" требует высокопрофессиональных кадров. Подготовить их возможно лишь в том случае, если в школе будет заложен добротный фундамент. Отсюда и реализация национального проекта "Образование", национальной инициативы "Наша новая школа".
Проведение "Года Учителя" - это проявление особого внимания главы государства к школьному образованию, повышению престижа учительской профессии. К сожалению, в результате всех преобразований в нашей стране упал престиж профессии учителя. За примерами далеко ходить не надо. Взять то же кино: за последние годы, да что там - десятилетия! - на экраны не вышло ни одного фильма, который способствовал бы повышению престижа учительского труда.
А вспомним фильм "Доживем до понедельника"... В свое время он сыграл огромную роль для осознания обществом значимости профессии педагога. Сам образ учителя, талантливо сыгранный Вячеславом Тихоновым, привлек в педагогические вузы потоки абитуриентов. А кого может заинтересовать профессией учителя недавний сериал "Школа"? Понятно, в любой школе есть свои недостатки. Но собрать их воедино и выставить на экране, как это сделано в сериале, - значит, прививать отвращение к профессии.
- Возвращаясь к темам более приземленным, хотелось бы знать, насколько, на ваш взгляд, оправдала себя система материального поощрения лучших педагогов?
- Введение президентских грантов учителям-новаторам, инновационным общеобразовательным учреждениям, переход на новую систему оплаты труда играют необычайно важную роль в стимулировании состязательности среди педагогов, коллективов школ в работе по повышению качества образования. Нас радует, что среди 635 учителей-новаторов, получивших президентский грант в размере 100 тысяч рублей, около 80 процентов - выпускники ВГПУ. Встречи студентов нашего вуза с учителями-новаторами способствует повышению интереса мотивации обучающихся к педагогической профессии. К слову, с этого года уменьшается количество президентских грантов, но зато увеличивается их номинал. Вместо 100 тысяч лучшие педагоги получат премии в размере 200 тысяч рублей.
- Обновление школы - это и обязательное омоложение кадров педагогического вуза. Есть на кого опереться в этом плане?
- Вне сомнений. При этом мы не ставим задачу формирования педагогического коллектива только за счет наших выпускников. Сегодня около половины профессорско-преподавательского состава вуза - выпускники классических, технических университетов, вузов искусства и так далее. Они привносят в работу коллектива новые идеи, подходы в научно-исследовательскую деятельность, организацию и проведение учебного процесса.
Лучшие выпускники имеют возможность продолжать обучение в магистратуре по всем семи направлениям педагогического образования, 28 специальностям аспирантуры в нашем вузе, а также в аспирантуре и докторантуре классических университетов, научно-исследовательских институтов РАО и РАН.
- В последнее время принято сетовать о том, что из высшей школы как-то незаметно ушла воспитательная работа...
- В этом плане педуниверситет заметно отличается от других вузов. У нас есть разветвленная структура тех, кто занимается воспитанием студентов. Это и заместители деканов по воспитательной работе (на каждом факультете), и кураторы, и Управление воспитательной работы со студентами, которое занимается организацией внеаудиторной работы, воспитанием и, самое главное, социальной защитой студентов. Еще есть студенческий клуб, который задействован в подготовке и проведении не только всех вузовских мероприятий, но и целого ряда городских и областных проектов. Активно работают более 20 научных, творческих и спортивных объединений, руководителями многих из которых являются сами студенты.
Всеми силами мы стараемся сделать досуг студентов направленным на воспитание настоящего педагога. Студенты получают разностороннее образование и воспитание. А значит, в школе, где наш выпускник будет работать, он сможет профессионально организовать драмкружок, позаниматься со школьниками музыкой, рисованием, организовать спортивные соревнования, турпоходы и многое другое. Одним словом, мы снова возвращаемся к тому, о чем говорили вначале: мы способны подготовить нового учителя, воспитать настоящего педагога и в целом готовы к реализации национальной инициативы Президента РФ Дмитрия Медведева в нашем регионе. Кстати, тему воспитания Президент поднял в своем выступлении на Педагогической ассамблее. Он отметил, что надо возрождать полноценную систему внеклассной работы. Я думаю, что наши выпускники будут к этому готовы.
- Александр Сергеевич, чего вы как ректор педагогического вуза ждете от Года учителя?
- Больше хороших абитуриентов! Современной школе нужны хорошие учителя, следовательно, нам - хорошие абитуриенты. Не секрет, что выпускники сельских школ, которых в нашем вузе большинство, нередко обладают более низким уровнем знаний, нежели городские ребята. Мы решаем эту задачу, организуем дополнительные занятия и консультации, помогаем студентам выровняться. Ну а для того, чтобы в педагогический вуз изначально пришел хороший абитуриент, нужна большая профориентационная работа, которую мы ведем в тесном содружестве с образовательными учреждениями Воронежа и области.
И конечно же, мы ждем взвешенного решения на всех уровнях при осуществлении модернизации педагогического образования, о которой говорится в Послании Президента Федеральному Собранию.
Вела беседу: Наталья Столповская.
Источник: "Коммуна", N 22 (25453), 16.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012