|
17.02.10
Наши корни. Жить русским духом
В конце 2009 года в Воронеже открылся уникальный Центр славянской культуры «Дом Сварога». Это стало настоящим событием для культурной и духовной жизни областной столицы. В стране действует несколько подобных центров. Но они в основном собирают предметы старины, оттого больше походят на музеи. А вот "Дом Сварога" на музей не похож. Любой экспонат здесь доступен, к нему можно прикоснуться, почувствовать его энергетику. И это особенно нравится детям, которые здесь частые гости. Предметы старины долгие годы бережно собирал Александр Гончаров, подполковник милиции в отставке, вице-президент Лиги ветеранов Центрально-черноземного РУБОП МВД РФ, известный фотохудожник и поэт. Он всегда серьезно интересовался культурой, жизнью и бытом праславян. А потом, посчитав, что негоже землякам забывать свои корни, создал вместе с коллегами этот Центр славянской культуры. Сегодня ему – слово.
Меня не устраивает та модель существования, которую мне предлагает современное общество. Я вырос в воронежской деревне, впитал в себя глубинные истоки славянской культуры, близкой к природному началу и к истинным ценностям. Во мне существует мой мир, и я хочу рассказать о нем. На Земле до сих пор живут народы, в культуре которых переплелись верования основных мировых религий. Как, например, племя калашей в Афганистане ("Воронежская неделя", N 5, 2010). Почему так произошло? Ответ прост - вопрос самосохранения привел их к этому единству. Находясь между "двух огней" -христиан и мусульман - калаши предпочли мир, нашли золотую середину, включив в свой пантеон кроме своих богов еще и Христа, и Магомета. Иначе воинствующие религиозные фанатики с той и с другой стороны не оставили бы им шансов выжить. Не такая ли история приключилась и со славянами? Официально приняв христианство, наши предки остались верными своим прежним богам. И получилось так, что, веруя в Единого Бога, они одновременно являлись и многобожниками. Тем более что понятие Единого Бога у славян существовало и раньше. В Древней Византии по этому поводу сохранилось мнение: "Славяне имеют многих богов, но знают и Единого". Получается, что древняя славянская культура не вступала в конфликт ни с единобожниками, ни с многобожниками. Подтверждая тем самым постулат "Мир един и множественен". Уже на раннем этапе развития человеческого общества религиозные представления играли значительную, если не определяющую роль в жизни людей. Они являлись отражением или взаимной реакцией человека на воздействие окружающей среды. Славяне, видя мощь природы, обращались к своему образному мышлению, оживляли окружающий их мир и облекали его в новые добрые и красивые образы. Многообразный окружающий мир наши предки не могли объяснить одним Богом, пусть даже и Всемогущим. Через источники жизни легко распознавались его составляющие: Свод небес, Солнце, Земля и ее плодородие… Отсюда - Бог Солнца, Богиня Земли и обожествляемые тотемы: огонь, вода, ветер, бык-тур Боготур, дуб, береза, хлеб и т.д. Сегодня мы уже больше по привычке благодарим и славим березу, забыв, что совсем недавно древесный уголь березы лежал в основе металлургии бронзового века. Деготь являлся главным смазочным материалом колесниц и телег. Береста была основой письменности и прикладного искусства, из нее делали посуду, обувь. Древесина березы служила основой орудий производства, оружия (луков, рукоятий), строительных и отопительных материалов. Многие ли сегодня знают, что даже во Вторую мировую войну мы воевали с прикладами к оружию из березы? А березовые веники, березовый сок?.. Все просто - что нам служит в добро, тому мы и благодарны. В других народах боготворили другие элементы окружающего мира, что неудивительно, ведь там другие климатические условия, другой природный ландшафт, другие источники жизни. В иссушающей пустыне просто по определению не могло быть Бога плодородия, зато именно там возникла религия ростовщичества и торговли. Ведь только обменивая товары и получая из этого прибыль, живущим там народам можно было выжить. Да и испепеляющее губительное Солнце, обожествляемое северными народами, на юге уступает позиции освежающей Луне. В те далекие времена народы, веруя каждый в своих богов, довольно мирно уживались друг с другом. Но появление жестких религиозных догматов, пропагандирующих нетерпимость к иным религиям и богам, привело к возникновению почвы для воинствующего религиозного фанатизма. "Крестовые походы", "охоты на ведьм", борьба с неверными - яркое тому подтверждение. Возникает вопрос: почему древние формы воззрений, которые традиционно называют языческими, и связанные с ними обрядовые действия бытуют до настоящего времени? Скорее всего, потому, что связаны они с актуальными проблемами жизнедеятельности людей и отражают вечные стороны бытия и восприятия человеком окружающего мира. Трансформироваться способна лишь внешняя форма ритуалов, может измениться даже терминология, но суть этих верований остается неизменной. Именно поэтому следует скорее говорить о том, что эти более поздние религии приспособились к древним верованиям, обычаям и ритуалам, а не наоборот. На мой взгляд, ныне в рамках господствующей религиозной системы сосуществуют, взаимно влияют друг на друга и взаимно проникают друг в друга отдельными чертами древние верования и поздние религии. Надо только присмотреться и вспомнить об этом. Зачем? Праславяне поклонялись Матушке-Земле, холили и лелеяли ее, воспринимали как живое существо. Мы, их современники, закапываем в землю радиационные отходы, используем сверх меры химикаты, кислоты, относимся к ней потребительски. Праславяне занимались созидательным трудом, мы - сколачиваем состояния на воровстве или схеме купи-продай. Трепетно относясь к священному акту рождения всего живого, праславяне верили в бессмертие жизни через рождение детей и имели многодетные семьи. Мы - вымираем. Нужны еще аргументы? В странах, где до сих пор сохранились сильные традиционные верования, демонстрируются высочайшие темпы экономического развития стран. Мы, делая основной акцепт на банковский, ростовщический сектор, душим экономику на корню. Мы гонимся за рублем не для того, чтобы вложить его в производство и создать нечто полезное для общества, а для того, чтобы пустить его по ростовщическим схемам. Мы перестали созидать, строить, рожать...
В Китае, Индии, Вьетнаме дают практически беспроцентные ссуды в банке на создание новых производств. В России - новые производства обречены на провал из-за непомерных банковских процентов. Вернуть их государству честным путем невозможно. Ни сельское хозяйство, ни малый бизнес никогда не потянет 20, 30, 50 процентов... Вернуть их можно только на торговле, привезя из Китая произведенный там в щадящих банковских условиях товар. Мы сможем с ними конкурировать? Никогда... Мы сами стимулируем криминальную экономику и ввоз в страну различной иностранной халтуры. В чем суть знаменитых столыпинских реформ? Тогда тем, кто хотел работать, дали беспроцентные кредиты и ссуды -экономика заработала... Наша же современная российская экономика задохнулась. Деньги для нас стали конечной целью стремлений. Хотя деньги - это всего лишь средство для достижения благородной цели. Да и кризис, который захлестнул сегодня весь мир, - это банковский, ростовщический кризис. Я не призываю вернуться к верованиям древних славян. Хотя нет ничего зазорного в том, чтобы вернуть Составляющим нашей Жизни их Божественное начало. Давайте просто вспомним свои корни и начнем чтить Землю, Хлеб, Солнце, Воду...
Автор: Александр Гончаров. Источник: "Воронежская неделя", N7 (1940), 17.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|