19.02.10
Из первых рук. Давайте жить дружно
Порядок деятельности средств массовой информации в период выборов имеет существенные особенности
Лариса МАКЕЕВА, руководитель Управления Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) по Воронежской области.
Давно известно: тот, кто владеет информацией, - владеет миром. На сегодняшний день в Воронежской области зарегистрировано почти 500 средств массовой информации. Все они призваны просвещать нас с той самой позиции, которая дает нам возможность ориентироваться в мире, котором живем. Но как ориентироваться? Вот в чем вопрос...
14 марта нам предстоит выбрать депутатов разного уровня. Борьба за "место под солнцем" - в самом разгаре. Теперь областной парламент будет избираться на пять лет, а не на четыре года, как это было до предстоящего волеизъявления народа. И каждый гражданин в данной ситуации должен осознавать, что от его политической воли зависит наше общее будущее.
В целях разъяснения порядка надлежащего исполнения законодательства о выборах и законодательства о СМИ управлением совместно с Избирательной комиссией области, при участии Управления по делам печати и средств массовых комуникаций областной администрации проведен семинар с журналистами и главными редакторами.
Семинар показал, что журналисты и должностные лица областных и районных изданий достаточно четко понимают, что порядок деятельности средств массовой информации в период выборов имеет существенные особенности, что специальные ограничения и обязанности в отношении СМИ установлены только на этот период и служат целям обеспечения равных условий для кандидатов.
Кроме того, до журналистов регулярно доводится мысль: СМИ не должны стать механизмом либо субъектом грязных PR-технологий, пропаганды экстремизма, что запрещено законом.
Серьезное внимание обращается на недопустимость опубликования (обнародования) агитационных материалов в СМИ, содержащих признаки экстремизма, возбуждающих социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть или вражду.
Данная профилактическая работа управлением проводилась с журналистами региона в виде семинаров в период до выборов. Проведены сверки перечня организаций СМИ, уведомивших избирательные комиссии о готовности предоставлять эфирное время и печатную площадь на платной основе с реестром зарегистрированных СМИ. Делалось это для того, чтобы исключить участие в избирательной кампании тех СМИ, свидетельства которых признаны в судебном порядке недействительными, прекратили деятельность по решению учредителя. Либо зарегистрированы за год до даты назначения выборов, и право участия которых в избирательной кампании ограничено Законом. В этом плане выявлено одно СМИ, допустившее нарушение.
Понятно, что с учетом высокой степени общественного резонанса, который вызывают нарушения в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательной кампании, иных нарушения в сфере информационного обеспечения выборов, значительная роль в принятии своевременных и достаточных мер для их предупреждения и пресечения принадлежит органам прокуратуры и органам внутренних дел.
С этой целью совместно с областным и городским избиркомами подготовлены и направлены памятки для сотрудников УВД в части разграничения понятия "СМИ" и иных агитационных материалов. Это вызвано следующим: период выборов скоротечен, а требования к изготовлению и распространению агитационных материалов, в том числе через СМИ, жесткие и требуют определенных знаний.
Порой возникают проблемы, когда при выявлении фактов противоправной агитационной деятельности меры реагирования со стороны правоохранительных органов либо выходят за рамки правового поля, либо приводят к тому, что в связи с нарушением сроков лишается возможность привлечения к административной ответственности. Это актуально на муниципальном уровне, когда констатировались факты изъятия агитационных материалов, опубликованных в СМИ на основе представления избиркома, непонимания правового режима ареста и изъятия тиража СМИ, зарегистрированных приложений, спецвыпусков газет, который отличается от правового режима ареста и изъятия листовок, зачастую напоминающих газеты, газеты-двойники, контрафакты.
Особое внимание уделяется избиркомам муниципального уровня, так как в силу того, что члены данных комиссий в недостаточной мере владеют спецификой работы СМИ, и вопросы разграничения информации и агитации представляются для них проблематичными. В рабочих группах по информационным спорам участвуют представители управления для принятия коллегиального решения по спорным материалам.
Так, когда проходили выборы главы Воронежа было рассмотрено 46 жалоб. Два агитационных материала признаны подложными и незаконными, направлены представления в УВД для пресечения незаконной агитационной деятельности и изъятия данных листовок. Так и вспоминаются слова героя небезызвестного мультфильма кота Леопольда, когда он произносит фразу, вынесенную в заголовок данного материала.
Со стороны субъектов избирательного процесса поступают жалобы на редакции, нарушающие, по их мнению, избирательное законодательство и законодательство о СМИ. В частности, когда содержатся выпады в их адрес, смешиваются информация и комментарии, проводится агитация в неагитационный период, нарушается порядок опубликования опросов общественного мнения.
До настоящего момента в отношении редакций СМИ протоколов о нарушении правил проведения избирательной агитации не составлялось. Однако с редакторами четырех газет пришлось провести соответствующие профилактические беседы.
В целом же, оценивая работу по взаимодействию с избиркомами, можно сказать, что в отличие от других областей, входящих в сферу деятельности нашего управления, нам пока удавалось и удается избежать как перекладывания функций избиркома на федеральный орган, так и излишнего административного рвения по отношению к СМИ. В управление не поступило пока ни одного отношения в части приостановления деятельности СМИ за нарушение законодательства о выборах и закона о СМИ. Надеюсь, что так и будет.
Вообще-то, в Воронежской области сложилась достаточно мощная система средств распространения информации по каналам коммуникации, развития информационного пространства, которое характеризуется как информационной насыщенностью, так и альтернативностью мнений и немалой степенью влияния отдельных его участников.
Понятно, что на содержательное наполнение газет оказывают заметное влияние областная и районные администрации, направляя деятельность учрежденных ими СМИ на стабилизацию этноконфессиальной ситуации в регионе, на подачу информации в нейтральном, умеренном, констатирующем характере. При публикации фактов о совершении преступной противозаконной деятельности иностранными гражданами приветствуется информативный характер с отсутствием оценочных суждений.
Можно выделить также ряд изданий, учрежденных общественными организациями, материалы которых бывают направлены на дискредитацию деятельности государственных структур и могут содержать признаки злоупотребления свободой массовой информации. Так что, подводя итог сказанному, еще раз призываю всех жить дружно в соответствии с законодательством.
Владеть информацией нужно правильно, чтобы правильно владеть миром. Особенно - в преддверии выборов.
Источник: "Коммуна", N 24 (25455), 19.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012