20.02.10
Привет от маршала
Дорогие земляки! Воронежская земля всегда славилась своими героями – ратниками и тружениками тыла. Во все времена они достойно несли свой долг по защите Родины. И потому Воронеж заслуженно носит почетное звание «Город воинской славы».
Знаю, что многое делается у вас и сейчас по патриотическому воспитанию молодежи, подготовке призывников к срочной службе, обучению будущих офицеров.
Воронеж славен еще и тем, что восемьдесят лет назад здесь зародились Воздушно-десантные войска.
Позвольте поздравить вас с наступающим праздником - Днем защитника Отечества! Пусть в каждом доме, где есть фронтовики и те, кто достойно нес воинскую службу в мирное время, царит спокойствие, радость и добро!
Председатель Российского комитета
ветеранов войны и воинской службы,
дважды Герой Советского Союза,
маршал авиации А.Н.ЕФИМОВ.
Великая Победа в лицах | В двадцать два года наш земляк, уроженец Кантемировки Александр Ефимов был уже дважды Героем
…Сашке Ефимову вся стать была идти в железнодорожники. Через слободу Кантемировку на юг, на Украину шли тяжеловесные грузовые составы и пассажирские - с отдыхающими и командировочными. Назад же, на Москву,- с донбасским угольком.
Здесь, на неприметной улочке, как раз недалеко от Троицкой церкви, стояла их хатка. Крытая камышом, неказистая. Тут же, недалеко, за огородами, плескалась речка. И они, ребятня, с раннего летнего утра до вечера плескались и рыбачили. Да так, что, накупавшись вволю, становились сине-фиолетовыми.
Потом семье Ефимовых дали квартиру при железнодорожной станции. Так что он просыпался и засыпал под стук колес.
Но все равно мечтал о небе. Еще когда учился в школе, случай произошел: на выгон, где пасли скот, приземлился самолет. Мало кто тогда в Кантемировке видел стальную птицу - потому и набежала сюда куча народу. Оказался среди них и Саша Ефимов. Стоял - и заворожено смотрел на самолет. И одна только мысль: "Вот бы и мне подняться в воздух!.."
Железнодорожником, инженером был и его отец (то есть отчим, но Александр Николаевич и его фамилию носит и считает отцом).
Можно было еще поступить и в двухгодичную слободскую сельскохозяйственную школу, где готовили комбайнеров, пчеловодов, бухгалтеров и шоферов. Но Саша Ефимов уже точно знал, что в Миллерово (а это недалеко, Ростовская область) есть аэроклуб. И махнул туда.
То было романтическое время, когда росло поколение, всей душой влюбленное в небо.
Тут же поблизости и Луганская область. Вот туда-то за месяц до начала войны и направился Александр Ефимов. Поехал на учебу в военную авиационную школу летчиков. Учился лишь год. Доучиваться пришлось три года. На фронте.
"Я попал в 594-й штурмовой авиационный полк, - вспоминает маршал Александр Ефимов, - пилотом "Ил-2". И сразу влюбился в свою боевую машину. Да я и сейчас влюблен в этот самолет..."
О том, из каких переделок приходилось выходить, маршал если и говорит, то без всякого пафоса, буднично: "Мы, летчики, никогда не загадываем наперед. Мы - кто бы что сейчас ни говорил - были готовы отдать жизнь за Родину и понимали, что рано или поздно нас собьют. Сегодня - друга-сослуживца, завтра - меня... Но на тему возможной гибели и геройских званий не распространялись. Мы воевали, делали свою работу на войне. А там - как получится..."
Он стал комэском - командиром эскадрильи - в 20 лет. А это двадцать самолетов, соответственно - столько же летчиков, да еще полсотни человек личного состава.
По натуре Ефимов их тех, кто всегда старается докопаться до сути, во всем разобраться и понять. С каждого вылета он выносило для себя какой-то опыт, возвращался на аэродром не по принципу "отбомбил и забыл", а старался все возникающие нештатные ситуации проанализировать. И на основе своих размышлений молодой комэска стал готовить эскадрилью к каждому вылету.
Кое-кого подобные разборки - а под началом Ефимова были летчики старше на четыре-пять лет - стали раздражать. Но он все равно дотошно рассказывал о том, какие нештатные ситуации могут возникнуть. И после возвращения с задания обязательно делал разбор. И как результат - в эскадрилье Ефимова было меньше всего потерь.
И в первой своей книге "Над полем боя", и во второй "Штурмовики идут на цель" маршал Александр Ефимов правдив и точен, что называется, до запятой. Он, например, поведал о том, что почти никто не знал о штрафниках, воевавших в небе. "Меня, командира эскадрильи "Ил-2", в небе прикрывал по званию рядовой, который до осуждения и разжалования был полковником. У него был авиационный реглан, а на петлицах - следы от "шпал", рассказывал Александр Николаевич.
За годы войны летчик-штурмовик Ефимов совершил 222 боевых вылета на "Ил-2": им лично и в составе группы было уничтожено 85 вражеских самолетов на аэродромах, что является высшим достижением советских летчиков всех родов авиации. И семь фашистских самолетов он сбил в воздушных боях. Первой Золотой Звездой Героя Советского Союза Александр Николаевич Ефимов был награжден в сорок четвертом, второй - в победном сорок пятом.
Он дошел до Берлина и оставил свой автограф на рейхстаге.
Шестого февраля маршалу авиации Александру Николаевичу Ефимову "стукнуло" восемьдесят семь. Он по-прежнему деятелен, много работает, пишет, читает, размышляет. Он глубоко убежден, что роль авиации в современных боевых конфликтах будет только возрастать. А посему совершенно недопустимо "перемешивать" ее с другими войсковыми структурами. Озабочен тем, что авиационная наука ныне низводится на нет - просто теряется. А ведь сам он был удостоен Государственной премии за научные разработки, связанные с испытанием нового оружия.
Как председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы маршал Ефимов считает, что "ветераны по-прежнему забыты. Много шума, много обещаний, но мало что делается. А все эти мизерные подачки - они лишь унижают".
...Семь лет назад, на свое восьмидесятилетие, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Александр Николаевич Ефимов приезжал на свою малую родину в Кантемировку. К своей огромной радости разыскал домик, в котором родился, - он цел-целехонек.
"Это неспроста, - сказал маршал. - Отчий дом крепко стоит, от того и у меня силы есть. От родной земли..."
Автор: Виктор Силин.
Источник: "Коммуна", N 25 (25456), 20.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012