25.02.10
Год Учителя. Во весь рост!
Судьба щедро наделила Заслуженного деятеля науки РФ профессора ВГПУ Евгения Белозерцева даром философа и писателя
Во внешнем облике Белозерцева бросается в глаза основательность, степенность, его улыбка и, конечно, рост - рост человека, словно бы недавно вернувшегося с былинного поля сечи. Но для того, чтобы увидеть во весь действительный рост Евгения Белозерцева - рост педагогический, интеллектуальный, духовный, - надо вдумчиво, внимательно знакомиться с его трудами.
Несколько лет назад в Санкт-Петербурге вышла в свет книга на основе лекций Евгения Петровича. Называется она - "Образование. Историко-культурный феномен". (Жанр и по настоящему научен, и популярно привлекателен: притягивают энциклопедические знания автора, интуитивные взгляды в будущее, живое литературное слово, серьезная философская мысль). И когда слушаешь или читаешь Белозерцева, то невольно думаешь о нем и как об ученом-феномене. Он и есть феномен на ниве нашего образования, нашей культуры.
Евгений Белозерцев - еще и замечательный литератор. Впрочем, педагогика и литература - это в нем органичное.
Читая его - вспоминаешь Ушинского, Пирогова, Рачинского, других выдающихся учителей. "Педагогика русской школы" - еще одна прекрасная книга Белозерцева. Книга, в которой - и слово, и душа, и знание. В девятнадцатом веке в России издавались "Библиотека для чтения" и "Библиотека для воспитания". Писатели корневых начал печатались в "Библиотеке для воспитания", понимая, что ни одна воспитательная сторона жизни - семья, церковь, школа, университет, литература - не должна остаться "сторонней" для детских и юношеских душ.
Осенью 2009о года в музее-усадьбе поэта Дмитрия Веневитинова проходили Первые Веневитиновские чтения. Как и должно было быть, преобладал историко-литературный экскурс в первую половину девятнадцатого века. Не посягая на запланированный сценарий, Евгений Петрович, в полном сопряжении с главными идеями "любомудров", вывел свое рассуждение на педагогические, просветительские, образовательные уровни.
И как же было грустно слушать, что в стране, которая должна бы гордиться уникальным отечественным педагогическим наследием, во многом продолжать его традицию "взращивания" всесторонне развитой высоконравственной личности, - в нашем родном Отечестве безоглядно, без критического осмысления вводятся нивелирующие западные методики, методы, стандарты и т.п.
Что может дать образование, озабоченное не формированием научного потенциала и образа страны, но формальным, узко прагматическим составлением "корзины" образовательных услуг?!
Между тем, Евгений Белозерцев в лапидарной и информационно-емкой форме рассказал о поступательном пути отечественной педагогики, где педагогические мысли А.С.Пушкина, "любомудров", славянофилов, религиозных русских мыслителей девятнадцатого - двадцатого веков имеют неоспоримое значение для полноценного, полноцветного бытия человека. И почаще возвращаться к ним - значит не только пятиться в прошлое, а и двигаться в будущее.
Автор: Виктор Будаков, член Союза писателей РФ.
Источник: "Коммуна", N 26 (25457), 25.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012