26.02.10
Любить, понимать, принимать...
Сельская школа | Учителя из Новомакарово уверены: если жить и работать по такому принципу, тогда все получится
Все три корпуса Новомакаровской средней школы смотрят окнами на большую дорогу, соединяющую гибкой лентой областной и районный центры. Самое старое, построенное в начале прошлого века, принадлежало церкви, остальные появились лет шестьдесят назад. В конце 70-х, в пору расцвета села, в школе учились 180 человек. Теперь – 44. В первый класс пришла только одна девочка…
«Скучать некогда»
Самые первые ученики появляются в школе за час до уроков. Поделиться с друзьями незамысловатыми секретами, переписать домашнее задание, на которое дома не хватило времени, попросить учителя объяснить решение заковыристой задачки, да и просто так побродить по пустой пока еще школе.
Учатся в одну смену. Уроки начинаются в девять утра, заканчиваются в основном в три часа. Перемены, на зависть городским школьникам,. - большие. После трех наступает время дополнительных занятий: одни готовятся к олимпиадам, экзаменам и многочисленным мероприятиям сельского, районного и областного уровней, другие "отрываются" в кружках и спортивных секциях. Успевают и уроки выучить, и родителям по хозяйству помочь, и сшить - связать, и в футбол погонять, и на дискотеку в выходные сходить.
Один из "минусов" маленьких школ - необходимость каждый день учить уроки. Это в большом классе, где 25-30 учеников, можно отсидеться, спрятавшись за спины других. Здесь все - как на ладони.
- Не лень, - спрашиваю у ребят, заглянув на перемене в один из кабинетов, - постоянно зубрить и находиться в напряжении?
- Кому охота двойку или тройку на следующий день получить? - улыбаются десятиклассницы Яна Шипилова и Женя Матишева. - Мы привыкли учить уроки постоянно. Вообще, у нас каждый день расписан. Мы участвуем во всех мероприятиях без исключения. То школа актива, то краеведческая олимпиада, то олимпиада по избирательному праву. Кстати, на последней наш одноклассник Саша Попов занял третье место в районе. Все школьные мероприятия начинаем или заканчиваем гимном школы.
В седьмом классе - семь человек. У каждого - свое увлечение. Андрей Терешкин и Серей Шабунин играют в футбол и на праздниках пародируют знаменитых артистов эстрады. Кристина Токарева вышивает крестом и вяжет. Отличница Юля Новощенова лепит из воска, гипса и пластилина миниатюрные розы и другие цветы. Летом - река, походы, соревнования, игры.
Заглядываю в кабинет начальных классов. Ребята из первого и третьего учатся вместе. Сначала учитель Валентина Морозова проводит два урока для единственной первоклашки Олеси Токаревой. Старшие приходят на совместные уроки труда, окружающего мира, рисования. Потом они, уже без Олеси, занимаются математикой и русским языком. Наперебой рассказывают мне о своей интересной и насыщенной жизни. И к ветеранам ходят, и "картошки жарят в костре", который сами же разжигают по всем правилам, и на велосипеде носятся по всему селу, и в гостях друг у друга засиживаются допоздна, пока родители на поиски не отправляются.
"Мы не работаем, мы живем здесь..."
- признаются учителя. И это не преувеличение. Приходят в восемь утра, уходят домой в шесть вечера. Пока по селу пройдут, родителей учеников встретят, расскажут - кто как учился, одного похвалят, другому подскажут как можно исправить положение. Домой зайдут, а там телефон разрывается. Вопросы все те же. Контроль - полный, зато с дисциплиной на уроках проблем нет. Потом пора тетрадки проверять, готовиться к урокам, искать интересный дополнительный материал по новой теме. Рабочий день продолжается...
- Стоит ли на "полную катушку" готовиться к урокам, когда в классе три человека? - спрашиваю у самого главного человека в школе.
- А как же иначе? - удивляется директор Новомакаровской школы Валентина Волкодавова. - Дети-то не виноваты в том, что их мало, и учатся они в маленькой школе. Им нужны знания. И они их получают, о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ и количество медалистов. В 2007 году среди восьми выпускников - две серебряных медалистки. Бывало и по четыре, и по пять. Всего с 1986 года - 30 медалей вручили.
Каждый урок - это индивидуальные занятия, и репетиторов не надо. В вузах поражаются эрудированности наших ребят. Спрашивают, какой лицей или гимназию закончили. И сильно удивляются, когда узнают, что они приехали из такой глуши. Когда 40 человек в классе - нет возможности рассмотреть и услышать каждого. А мы видим - кто как и чем живет. Наши не могут отсидеться за спинами других, поэтому учатся на совесть. А какие у нас уникальные учителя! Два преподавателя из нашей маленькой сельской школы Иван Николаевич Тарасов и Людмила Владимировна Сумина возглавляют районные методобъединения "предметников". Иван Николаевич кроме всего - Заслуженный учитель России. Каждый его урок неповторим.
Сама Валентина Николаевна 29-й год преподает математику, директорствует девятый год, является Почетным работником образования Воронежской области. Болеет за каждого ученика и родное село, как, впрочем, и ее коллеги. Недаром на Дне села девизом команды стали слова: "Живет школа - живет село". Молодежь в селе есть, дети рождаются и имеют возможность учиться здесь же. Не надо вставать на час раньше, чтобы, простояв на остановке, трястись в школьном автобусе не один десяток километров. Не надо привыкать к новому окружению. Людмила Владимировна по окончании пединститута работала в соседней большой школе и не понаслышке знает о противостоянии "своих" и "чужих" в таких сборных классах.
- Как бы я ни старалась сплотить класс, это не получалось. Шло четкое разделение: свои - чужие. Если наши будут ездить куда-то, к ним будут относиться как к чужакам. Конечно, в ближайшей к нам Новогольелани новое здание школы построили, привлекательней на вид, но там зимой холодно, а у нас - тепло, уютно по домашнему.
Большинство новомакаровских учителей в свое время закончили родную школу и, получив образование, приехали сюда работать. Выпускник 98-го года, Евгений Морозов не стал исключением. С дипломом Борисоглебского педагогического института поработал в Новоспасовской школе и вернулся в родные стены учителем немецкого языка. По словам директора, он изумительно поет, виртуозно играет на гитаре и в футбол. Кроме этого, на нем - школьный сайт, верстка школьной газеты. Два года был педагогом-организатором, потом ставку сократили, теперь - на общественных началах. Дети от него ни на шаг не отходят.
- Все из села в город рвутся в поисках хорошей жизни, а вы сюда вернулись. Неужели здесь так хорошо?
- Там никто нас не ждет: с квартирой - только проблемы, и денег всегда не хватает. В селе мне больше нравится, да и жене Татьяне тоже. Живем дружно. Здесь у нас второй ребенок родился. Дом, дети, хозяйство, работа. Что еще для счастья надо?
- Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать - всего пять слов, а какой в них смысл! - поддерживает своего бывшего ученика Иван Николаевич. - Если жить по таким принципам, все будет получаться. Если нет любви, то мир рассыплется, как карточный домик. Пора нам прийти в себя, прийти к себе, увидеть себя, победить себя. А мы порой в себя прийти не успеваем... Отсюда и все беды. Мы приучаем ребят чтить традиции предков, уважать дедов-прадедов, чтобы не выросли иванами, не помнящими родства. Создали прекрасный музей народного быта, приглашаем на встречи с ребятами ветеранов, учителей, которые еще нас учили. Какие уроки географии вел Андрей Семенович Ельчанинов! Он прошел всю войну, простым карандашом записывал в дневник свои наблюдения о нравах и обычаях народов освобождаемых им стран. Нам до сих пор есть чему учиться у него...
Слушая учителей этой маленькой школы, где знают не только каждого ученика в лицо, но и всю его семью до седьмого колена, где по-настоящему умеют любить детей и принимают их такими, какие они есть, не перестаю удивляться источнику их колоссальной энергии.
- Мы получаем ее от нашей земли, - едва не хором, без тени пафоса объясняют мне, городскому человеку, оторванному от своих корней. - Мы умеем ценить нашу жизнь. Людей. Свое село. Маленькое, но такое родное...
Грибановский район.
Автор: Тамара Гашимова.
Источник: "Коммуна", N 27 (25458), 26.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012