26.02.10
"Чернозем" в музее
Фестиваль | Марат Гельман познакомит воронежцев с мировым современным искусством и сам познакомится с местным
Поводом для визита в столицу Черноземья известного галериста Марата Гельмана стала подготовка к масштабному фестивалю современного искусства. "Чернозем" - вполне логичное название для наших широт. Запланирован он на сентябрь, но уже 4 марта в Воронеже высадится первый творческий десант.
О том, что ждет горожан в начале весны, и почему именно Воронеж выбран для реализации очередного арт-проекта, Марат Александрович рассказал на пресс-конференции, состоявшейся в областном художественном музее имени И.Н.Крамского.
- Главным "блюдом" станет выставка в этих стенах. Мы привезем около двадцати мощных видеопроектов. Будут показаны, среди прочего, работы основателя видеоарта Нам Джун Пайка. Примерно половина создана русскими художниками. Я очень надеюсь, что выставка всем понравится. Чем хорошо видео? Его язык очень демократичен. Пришедшему на выставку достаточно прийти и включиться в происходящее.
Эта выставка не будет единственной. Пройдут вернисажи в галерее "Х.Л.А.М" и торговом центре "Европа". В ВГУ выступят бывшие воронежцы - поэт Елена Фанайлова и руководитель театра "Практика", создатель премии "Золотая маска" Эдуард Бояков.
Те, кто следит за жизнью актуального искусства в России, знают, конечно, о деятельности Гельмана и его соратников в Перми. Сам он тем опытом гордится: удалось сломать предубеждение, что насыщенная культурная жизнь возможна только в Москве и Санкт-Петербурге. "Полтора года назад в Перми современным искусством интересовались тридцать человек, а теперь - тысячи".
Но еще важнее, видимо, другое: до того, как в городе забурлила творческая жизнь, социологические опросы показывали, что около 60 процентов пермяков в активном возрасте хотели уехать, а в октябре 2009 года таких оказалось уже 38.
- В Воронежской области хоть есть сельская местность: кто-то уезжает из города в столицу, а кто-то другой переезжает из села в Воронеж, и ситуация не выглядит столь драматичной в демографическом плане. Но ведь и сельское население когда-нибудь может закончиться! А чтобы не хотелось воронежцу уехать, надо, чтобы ему было интересно здесь жить, - убежден наш гость.
В том числе и для этого творят воронежские художники, сгруппировавшиеся в свое время вокруг галереи "Х.Л.А.Ма", а впоследствии организовавшие Центр современного искусства. Они примут участие и в мартовской акции.
Вот как оценивает ситуацию "изнутри" один из основателей "Х.Л.А.М"а Сергей Горшков - кстати, участник легендарного проекта "Русское бедное", после успеха которого и появился в Перми музей современного искусства:
- Один московский искусствовед заметил: "Как же не может быть в Воронеже творческих сил, если эта земля родила Андрея Платонова?" Молодых и инициативных художников у нас много, но силы разрознены. В Управление культуры идти за поддержкой многим боязно. Художники сидят по углам и что-то дома делают. Кто-то уезжает в Москву. Когда мы организовали галерею, вскоре пришлось отказаться от идеи ограничиться выставками. Начали проводить литературные вечера, организовали киноклуб; потом возникла потребность в лекциях об искусстве. Постепенно стала формироваться структура. Хочется делиться созданным с другими людьми, расширять контакты с музеями, творческими союзами. Марат стал для нас путеводной звездой!
Еще одна тема, не раз возникавшая на пресс-конференции, - взаимоотношения власти и искусства. В России Гельман видит несколько типов таких отношений. Часто для власти искусство - это пропаганда (покажите нам, дескать, положительный образ человека в погонах). Кто-то пытается позиционировать себя как этакий "современный Медичи", пропагандируя собственный вкус, чаще всего - ужасный. Модель, условно говоря, лужковская: а подарю-ка я Шилову музей!.. Еще есть модель "питерская", построенная на лояльности: делайте что хотите, но в оппозиционных митингах не участвуйте. В провинции более распространен самый скверный вариант: власти: по словам Гельмана, "поддерживают то, что когда-то видели в учебнике "Родная речь", а с остальным борются как с оппозицией".
Организаторы будущего арт-фестиваля рассчитывают на партнерские отношения.
- Хочется, чтобы зрители увидели: Воронеж - не духовная пустыня, а место с плодородной почвой, - резюмировал Сергей Горшков.
Глядишь, и станет наш город культурной столицей - хотя бы на несколько осенних дней.
Автор: Виталий Черников.
Фото: Константина Толоконникова.
Источник: "Коммуна", N 27 (25458), 26.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012