27.02.10
Театр. Искусство муляжа
Пьеса Нила Саймона "Калифорнийская сюита", по которой в Воронежском театре драмы имени А.Кольцова сделан спектакль "Отель "Беверли хиллз", казалось бы, обречена на успех. Все, что ей нужно, - это дуэт первоклассных актеров, разыгрывающих перед зрителем любовные истории трех пар, находящихся в кризисе среднего возраста.
Одна история - лирическая, вторая - комическая, третья - драматическая. На мой взгляд, пьеска - довольно сомнительного вкуса, но речь не об этом. Опытные артисты могут многое привнести от себя в знакомые сюжеты, укрупнив события. Так, собственно, и сделали Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили в БДТ, чей дуэт на протяжении нескольких лет привлекал восхищенное внимание зрителей.
Так он задумывался и в нашем театре - как бенефисный. Начинал репетировать, видимо, еще Анатолий Иванов, судя по парным танцам в белоснежных платьях и костюмах: такие подтанцовочки - фирменный знак его спектаклей. Ну а заканчивать пригласили молодого, модного сейчас режиссера Игоря Селина, успевшего отметиться уже в Петербурге и Ярославле.
Все приметы современного стиля как будто налицо: и врубаемый в патетических местах ослепительный свет, и музыканты, возникающие по ходу действия, лихо наигрывающие что-то джазово-свинговое, и, наконец, экран, на котором идут кадры из разных фильмов, преимущественно американского производства (узнала только "Королеву Христину" с Гретой Гарбо), и вышеупомянутые молодые люди, демонстрирующие искусство танца.
Два народных артиста России - Татьяна Краснопольская и Сергей Карпов - на этом шумном звуковом фоне пытаются разыграть три разных истории. Краснопольская меняет костюмы и парики, Карпов же везде остается одинаковым - вальяжным, многозначительно роняющим слова, каким мы знаем его уже много лет и в разных ролях. В спектакле, где, по сути, надо играть трех разных мужчин, пользуясь приемом контраста, это выглядит особенно неубедительно. Некоторые зрители недоумевали: почему герои называют себя разными именами?
И, наконец, самое главное. В дуэтных спектаклях очень важно чувство партнерства, то, что в Малом театре называли "ты мне - петельку, я тебе - крючочек". Общение между Краснопольской и Карповым - чисто формальное, основанное не на проживании роли, а внешними средствами. Поэтому зрителя и не трогает эта история.
Мне могут возразить, что таков, мол, современный стиль игры. Театр переживания ушел в прошлое, кому нужна эта старая рухлядь? Что сейчас вообще можно встретить настоящее? Время нынче такое - время муляжей. Муляжные политические фигуры, муляжные законы, такие же товары и услуги, а от театра вы что хотите? Он должен соответствовать своему времени.
И с этой точки зрения - все в порядке.
Автор: Людмила Романова, театровед.
Источник: "Коммуна", N 28 (25459), 27.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012